Я родом из сказки…

кот

Сказочник, сказочник, не уходи!
Много ты сказок успел рассказать,
но не рассказана сказка моя,
я же должна непременно узнать,
что меня ждёт впереди.
Вера Матвеева «Сказочник, сказочник, не уходи…»

Сколько существует человечество – столько же существуют и сказки. Сколько их было рассказано детям в самые разные времена и Эпохи? Наверно, миллионы… Тем не менее, все они являются вариациями лишь нескольких сюжетов. Говоря языком аналитической психологии К.Г. Юнга, это архетипические сюжеты.

Согласно юнгианской теории, есть некий бессознательный пласт, общий для всего человечества, вне зависимости от возраста, пола, национальности, культуры… Это так называемое Коллективное Бессознательное. В нем заложены некие универсальные шаблоны – архетипы. Мы рождаемся с определенным набором архетипов, и по мере взросления они заполняются неким индивидуальным содержанием. Так, к примеру, у нас у всех есть архетип Матери – изначальное бессознательное представление об этой фигуре. А какое наполнение он получит, зависит уже от личного опыта: Мать может быть отвергающей, поглощающей, принимающей…

Так и со сказками: их сюжеты похожи во всех культурах, потому что основаны на архетипах. Они понятны и доступны детям во всем мире. Народное творчество на то и «народное», что относится к очень глубокому пласту психики – Коллективному Бессознательному. Сказки несут в себе огромный ресурс, некое бессознательное знание о мире, энергетический потенциал, они формируют личность… И сказки всегда имеют счастливый конец!

Другое дело — сказки авторские. Они принадлежат отдельно взятому индивидууму, это порождение не Коллективного Бессознательного, а Индивидуального – более поверхностного пласта психики. И Индивидуальное Бессознательное несет в себе не универсальное содержание, а всего лишь чей-то личный жизненный опыт. Эти сказки теряют некую «магическую» целительность, и уже могут быть депрессивными и даже разрушающими. Взять, к примеру, «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена, где героиня постепенно умирает от холода… Я до сих пор помню свою детскую боль и ужас сопереживания. По-моему, это чуть ли ни самое страшное произведение за всю историю человечества… Если серьезно: авторские сказки могут оказывать самое разное воздействие. Народные же имеют целительную силу.

И это используется в психотерапии. Есть такое направление как сказкотерапия. Причем сказки здесь используются и для диагностики, и для собственно «терапии», т.е. лечения.

Сказки обладают настолько огромной силой, что оказывают на нас влияние и во взрослости. У каждого ребенка в детстве есть любимая сказка – он может ее слушать до бесконечности, заставляя постепенно накаляющихся родителей рассказывать ее раз за разом. Родитель не может понять: что же такого есть в этой сказке, что ребенок слушает ее уже сотый раз? Но ребенок уже вошел в резонанс с этой сказкой, она его повела – и будут вести по жизни дальше. Что-то в ней есть такое, что находит отклик в глубинах Бессознательного этого малыша…

Ребенок забудет эту сказку, оставит ее в детстве – но она не оставит его. Этот сюжет будет разворачиваться в его жизни. Ведь с героем сказки и сценарием есть глубинная идентификация… Иногда эта сказка будет выручать, но порой – мешать. Главное тут – быть с ней в контакте, понять, какой сценарий реализуется в жизни. Тогда из сказки можно взять самое нужное и ресурсное – и отбросить то, что мешает…

За примерами не надо далеко ходить. Могу поделиться личным. Собрались мы как-то компанией подружек – все психологи, и стали сказки детства обсуждать: прямо-таки «Три девицы под окном…», т.е. четыре… И что же мы выяснили?

Вика, 25 лет. Любимая сказка – «Спящая красавица». Ресурс: все неприятности жизни проносятся мимо, не задевая. Спящая красавица сохранна – она спит. Однако: в отношениях с мужчинами это выливается в пассивность — герой должен придти и «сделать хорошо». Перекладывание ответственности на мужчину. Чему учиться? Активности!

Люда, 26 лет. «Золушка». Старательная и исполнительная. Обо всех заботится, всех любит, берет на себя ответственность за всех и вся. Незаменимый работник, оплот семьи. Окружающие это очень ценят – сперва, а потом начинают воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Золушке не надо учиться терпению и трудолюбию. Ей нужно научиться ценить себя и свои усилия. И – не бояться поступить нестандартно: ведь Золушке пришлось-таки изменить привычный ритм жизни — покинуть привычный дом и отправиться в неизвестность. И лишь тогда у нее появился шанс встретить принца. Как сказала одна героиня во французском фильме «Красотки»: «Неужели ты не поняла главное? Принц заметил Золушку только тогда, когда у нее появились хорошие шмотки!»

Ирина, 26 лет. И вот теперь представьте мои ощущения, когда, повспоминав, я поняла, что любила в детстве «Шахерезаду». И что это за сценарий такой женско-мужских отношений??? Впрочем, подумав, я признала, что то, что мешает мне строить отношения – это бессознательный страх этих самых отношений. Но какой тут может быть ресурс, если все плохо??? И его мне помогли найти подруги: Шахерезада умеет постоянно поддерживать к себе интерес мужчины, быть разной и интересной.

Марина, 27 лет. «Рапунцель». Это пооригинальней, так что сюжет напомню – он менее известен. Рапунцель заточена в высокой башне, она уверенна, что уродлива – ее убедила в этом злая колдунья. И лишь когда она видит свое отражение в глазах героя, то понимает, что прекрасна. По словам Марины, она не умеет быть одна – ей постоянно нужно, чтобы рядом был мужчина. Это поддерживает ее самооценку. Выход? Самодостаточность. Ощущение собственной ценности вне зависимости от того – кто рядом с тобой и есть ли этот кто-то.

А какая сказка ведет Вас? Какой сюжет Вас захватил? Что за сценарий разворачивается в Вашей жизни? Где помогает, в чем мешает? Может, пора достать потрепанный сборник сказок с антресолей и перечитать?..

Дополнение: пример архетипических мотивов в сказках.

Большая группа сказок связанна с мужской инициацией – со становлением мужчины. Переход из мальчика в мужчину дается непросто, и сказки, в которых это отражено, можно назвать «квестами» — главный герой отправляется в путешествие, проходит через препятствия и получает награду. Например, это приключения Ивана-царевича.

Но женская инициация, взросление девочки, тоже непроста! И об этом повествуют сказки-квесты, где через препятствия проходит героиня – как в сказке о Финисте Ясном соколе.

Еще один архетипический мотив – трансформация. Сюда относятся «Лягушка-царевна» и «Ослиная шкура», где героини резко меняются, и другие сказки, в которых есть превращения, переодевания, а также, казалось бы, такие ужасные эпизоды, как отрубание головы, смерть, купание в кипящем молоке — но все всегда заканчивается хорошо. Ведь развитие личности подразумевает переход из одного состояния в другое, а это — процесс мучительный, но в итоге себя оправдывающий!

Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, бодинамике, арттерапии. Член АТОП.

Опубликовано в журнале  «Наша психология: идеи на каждый день», http://psyh.ru/

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s