Тридевятое царство чувств

400-04285051 © izakowski Model Release: No Property Release: No cartoon illustration of laughing heart

400-04285051
© izakowski
Model Release: No
Property Release: No
cartoon illustration of laughing heart

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были чувства. Только было оно не за Тридевять земель, а совсем рядом. Потому что это царство – наше собственное тело…

Наши чувства, казалось бы, так рядом – ведь они наши собственные, а не чьи-либо еще. Но вместе с тем, порой они неизмеримо далеко – ведь мы редко обращаем на них внимание, прислушиваемся к ним. В большинстве случаев мы обращаемся со своими чувствами пренебрежительно – подобно плохим родителям, которые вспоминают о своем ребенке лишь тогда, когда он болеет или хулиганит, так и мы прислушиваемся к своим чувствам лишь тогда, когда они кричат во весь голос. Наша эмоциональная жизнь становится неким неведомым Тридевятым царством, о котором все много слышали, но так себе его толком не представляют, а то и вообще не уверенны в его существовании…

мнение эксперта

Ирина СОЛОВЬЕВА, практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, по бодинамике

Пренебрежение к чувствам — отличительная черта нашей культуры, причем не только российской: точно такая же ситуация в Европе, США, Канаде… Дело в том, что корни здесь одни – Эпоха европейского Просвещения. Именно тогда, в 17-18 веках возникло противопоставление ума и чувств, при этом разум ставился на пьедестал, а чувства обесценивались. Конечно, в этом были и свои плюсы: стала возможна научная революция, открытия и изобретения посыпались одно за другим, и благодаря этому мы сейчас можем пользоваться теми «благами цивилизации», о которых наши предки и помыслить не могли в самых смелых своих фантазиях. Но – за это человечество ждала и расплата: воспевая интеллект, мы отказываемся от чувств.

Современная система воспитания развивает в ребенке мыслительные способности: накачивает информацией и учит, как с ней обращаться – анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы… При этом эмоциональная сфера остается без внимания. Детей не обучают прислушиваться к своим чувствам, разбираться в них… И, вырастая, они не знают – как обходиться со своими чувствами. Ребенок становится умным, образованным, у него широкий кругозор, но при этом он не овладевает эмоциональной саморегуляцией – и поэтому не знает, как помочь себе в трудную минуту, как справляться со стрессом.

В итоге формируются нездоровые способы самоподдержки: алкоголизм, наркомания, курение, переедание,  Интернет-зависимость, зеппинг (хаотичное переключение ТВ-каналов) и т.д. Это помогает запихивать свои чувства подальше, не слышать их голоса. Но за подобный отказ от чувств наша цивилизация расплачивается, и цена высока. И в первую очередь мы расплачиваемся своим здоровьем – страдает тело.

Наше тело и чувства тесно взаимосвязаны – тело является субстратом, основой для чувств. Это как некий фундамент, на котором строится дом. Тело и чувства – как два сообщающихся сосуда: если в одном что-то поменять, то изменения автоматически произойдут и в другом…

Все, что происходит с телом, моментально отражается на эмоциях: например, каким бы солнечным ни был день, ему невозможно радоваться, если на тебе неудобная обувь и ноги уже стерты в кровь. Радости от красот пейзажа не будет – ее пересилит раздражение и другой негатив. И обратная связь так же верна: когда приходят радостные новости, то сразу же меняется поза – спина распрямляется, на лице появляется улыбка…

Физиологическая подоплека взаимосвязи тела и чувств исследуется довольно давно, и на сей день неплохо изучена. Но этот механизм интересовал не только медиков и психологов – он используется также в классической русской школе актерского мастерства, известной как «Система Станиславского». Так, Михаил Чехов предлагал актеру для вхождения в образ следующий прием: чтобы вызвать у себя определенное чувство, надо принять позу, которая этому чувству соответствует, и тогда через некоторое время это чувство придет само. Актеры используют этот прием за кулисами, чтобы помочь себе войти в образ и выйти на сцену в нужном эмоциональном состоянии.

Этот прием хорош не только для актеров – его можно использовать и в повседневной жизни. Например, вам предстоит важный деловой разговор – вы собираетесь обсудить что-то с начальником, но чувствуете робость и неуверенность. Выделите время на подготовку к разговору – больших временных затрат это не требует, иногда достаточно нескольких минут. Уединитесь, чтобы не удивлять коллег, и сделайте следующие шаги:

  1. Представьте – как выглядит уверенный в себе человек, хороший профессионал, который легко может обсуждать с руководством самые сложные вопросы. То есть сформируйте желаемый образ – каким бы вы хотели сейчас быть.
  2. А теперь станьте на время этим человеком – примите позу, в которой он мог бы стоять, выражение лица… Попробуйте пожестикулировать – так, как это сделал бы он; изобразите его мимику…
  3. Побудьте в немного этом опыте. И уже через несколько минут у вас начнут возникать нужные чувства, придет желаемое состояние…

Другие люди очень тонко чувствуют наш настрой и соответственно на него реагируют. Когда мы начинаем воспринимать себя по-иному, к нам меняется и отношение окружающих. Помните фильм «Самая обаятельная и привлекательная»? Ирина Муравьева играет там женщину, у которой не складывается личная жизнь. И вот она решает измениться – начинает себе внушать: «Я самая обаятельная и привлекательная». Она меняет свое самовосприятие, отношение к себе – и меняется то, как она себя презентирует, как ведет себя с окружающими. Мужчины очень тонко реагируют на изменение настроя, и у нее сразу появляются поклонники.

И этот фильм – не совсем «сказка для взрослых». Вы можете провести эксперимент – правда, он требует определенной смелости:

  1. Оденьтесь привлекательно, сделайте красивую прическу и макияж. Но перед выходом из дома внушайте себе какое-то время, что вы – некрасивая, незаметная, что мужчинам вы не нравитесь и вас никто не замечает… А теперь погуляйте какое-то время по городу. При этом отслеживайте: какой стала ваша походка, осанка, как на вас реагируют мужчины…
  2. А теперь оденьтесь довольно просто, нанесите минимум косметики, но несколько минут внушайте себе, что вы – красавица, мужчины от вас без ума и т.д. И снова погуляйте по улицам. И вы увидите – как, согласно настрою, меняются ваши движения, как на вас теперь реагируют встречные мужчины…

Хорошо, если вы сможете подключить к эксперименту подругу – пусть она идет неподалеку от вас, но не совсем рядом. Она сможет рассказать, как это выглядит со стороны, и даже сделать снимки на фотоаппарат, чтобы вы потом сами на себя посмотрели и смогли сравнить обе части эксперимента.

В каких бы городах не проводился этот эксперимент, он показывает схожие результаты: какой бы красавицей ни была женщина, если она себя не ценит – ее не могут по достоинству оценить и мужчины. И наоборот – менее привлекательная девушка, которая в себе достаточно уверенна, пользуется успехом!

Наше тело отражает психологический настрой – и окружающие бессознательно считывают, какие сигналы от нас исходят.

На механизме взаимосвязи телесного и психического базируется такое направление в психологии как телесно-ориентированная психотерапия (ТОП). Зародившись в 30-е гг прошлого века, оно активно развивается  во многих странах, в том числе и в России. И вот что ТОП говорит нам о связи тела и чувств.

  1. Тело помнит все. Весь наш эмоциональный опыт, приобретаемый в течение жизни, не исчезает без следа – при необходимости тело может его вспомнить, причем даже те переживания, которые нами не осознаются. Так, эмоциональная память тела начинается еще в утробе – тогда, когда наше сознание еще не сформировано. Поэтому информации об этом в нашем сознании быть не может – а вот тело прекрасно помнит, какие эмоции мы испытывали в животе у мамы, и при необходимости может это сообщить. В телесно-ориентированной психотерапии существуют специальные техники, позволяющие вызвать у тела эти воспоминания. Но проявляется это и в повседневной жизни: например, когда мы принимаем ванну, то тем самым воспроизводим для тела ситуацию матки: тесное замкнутое пространство, вокруг теплая вода… Большинству из нас это приятно, но есть те, кому принимать ванну очень дискомфортно: появляется страх, отвращение, состояние удушения… В некоторых случаях это связанно с тем, что активизируется эмоциональная память тела: плоду по каким-либо причинам было в матке дискомфортно, и тело не хочет возвращаться обратно в это состояние.
  2. Тело не врет. Сигналы, которые оно посылает, свидетельствуют об истинных чувствах, тогда как слова могут лгать. Причем не потому, что наш собеседник сам по себе – лжец: просто он сам может не догадываться о своих истинных чувствах. Например, если некто нервно вертит в руках свой мобильный, при этом покачивает ногой и ерзает туда-сюда в кресле, но говорит: «Я спокоен! Я расслаблен!» — вы ему поверите? Его словам – нет, а телу – да. А тело в этот момент сообщает: «Я нервничаю! У меня много беспокойства!» Именно тело раскрывает нам истинные чувства собеседника.
  3. Чувства, которые мы пытаемся подавить, на самом деле никуда не исчезают, а поселяются в теле. Со временем это приводит к проблемам со здоровьем, которые могут проявляться в самых разных вариантах: от постоянного напряжения, невозможности расслабиться, бессонницы, до серьезных заболеваний. Есть особая группа болезней – психосоматические расстройства. Это телесные недуги, которые вызваны психологическими причинами: например, за гипертонией скрывается подавленная ярость…
  4. Есть закономерности в том, как чувства расселяются по телу. Исходя из них, можно составить некую «картографию».

И мы предлагаем вам исследовать свою телесную карту чувств. Для этого вам понадобятся 2 белых листа формата А4 и цветные карандаши или мелки.

  • Напишите на первом листе список чувств, которые являются для вас наиболее привычными. Здесь не может быть «правильного» или «неправильного» — это же ваши чувства! При этом постарайтесь каждому чувству присвоить определенный цвет, с которым оно ассоциируется.
  • Нарисуйте свое тело (художественные способности роли не играют – это же психологический тест, а не вступительный экзамен в Суриковское училище).
  • А теперь посмотрите на первое чувство в своем списке. Вспомните ситуации, когда вы его испытывали, и прислушайтесь к своему телу – где это чувство отзывается? Раскрасьте этот участок тела соответствующим цветом.

Например, ваш список начинается с тревоги. Она ассоциируется у вас с черным цветом. И когда вы вспоминаете ситуации, связанные с тревогой, у вас напрягается живот и появляется ком в горле. Тогда обозначьте это черным цветом на нарисованной фигуре.

Когда вы таким образом пройдете по всему списку чувств, посмотрите на рисунок. Равномерно ли раскрашена фигура? Есть ли участки, которых остались белыми? И – напротив, те, где присутствует сразу много цветов?

И тот, и другой случай одинаково важны – но обозначают они разное.

  1. Если некоторый участок фигуры остался незакрашенным – это еще неоткрытые земли, неизвестная территория в вашем внутреннем пространстве. С какой-то частью своей личности вы еще не знакомы. Ведь на самом деле чувства живут во всем нашем теле, и в идеале вся фигура в итоге должна быть закрашена. Чем больше пустого места на рисунке – тем меньше степень контакта со своими чувствами.
  2. Если какие-то участки фигуры оказались «перегруженными» — в них присутствует сразу много цветов, то тогда и в вашем реальном теле там, скорее всего, кроется много напряжения. Тогда этим частям тела надо уделять больше внимания – расслаблять их. Это так называемые «зоны риска» — из-за хронического перенапряжения именно там со временем могут появиться проблемы.

В идеале фигура закрашена целиком, причем достаточно равномерно.

 

мнение эксперта

Светлана ЕВСЕЕВА, детский психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, по психомоторной диагностике и коррекции детей

Последние годы мы все чаще сталкиваемся с нарушениями в эмоциональной сфере у детей. Это проявляется как неумение определить свое эмоциональное состояние – назвать чувства, управлять своими эмоциями, а также – устанавливать глубокие эмоциональные связи с другими людьми. А ведь без этого контакт становится поверхностным – это уже не любовь, не дружба, а так, поверхностные приятельские отношения… Со временем это все больше сказывается на социальной жизни подрастающего ребенка – он оказывается в своего рода эмоциональной изоляции, обрекает себя на одиночество.

Корни этого кроются в семье. Увы, все чаще эмоциональное обращение с ребенком в семье становится формальным, родители пытаются заменить свою любовь некими другими благами. Иногда такими «заменителями любви» выступают материальные вещи: родители откупаются от ребенка подарками, чтобы обрести большую свободу – иметь достаточно времени для своего профессионального развития и личной жизни. Другой популярный «заменитель» — информация. Ребенка как бы накачивают какими-то знаниями, картинками, перед ним разворачиваются события – но при это ребенок остается эмоционально голодным. Примером последнего могут служить фильмы, компьютерные игры, Интернет – вроде бы ребенок многое в себя впитывает, но это не то, что ему нужно на самом деле. И аудио-книга, звучащая из компьютера, никогда не заменит сказку, рассказанную родителем.

Эмоциональное развитие ребенка в первую очередь определяется качеством его контакта с родителями, а не количеством и стоимостью игрушек. Поэтому как бы ни были заняты родители, важно выделять время для непосредственного общения с ребенком – и давать ему достаточно телесного и эмоционального контакта.

Увы, реальность такова, что многие родители, как бы они не любили ребенка, вынуждены много работать, и дома бывают редко. Тем не менее – важно включить в свой график и ребенка. Общение с ним – не менее важное событие на неделе, чем предстоящая деловая встреча. Попробуйте не ждать, когда вы переделаете все дела на неделе и у вас образуется свободное время для ребенка – планируя свой график, включите в него общение с малышом. Тогда вероятность того, что время все же найдется, повысится. Также стоит оповестить о своих планах и ребенка – пускай он знает, что родители будут заняты на неделе, зато в субботу поведут его в Зоопарк. Тогда ему будет легче переносить разлуку с ними и он не будет себя чувствовать отвергнутым. Стабильность, предсказуемость очень важны для детей – это снижает их тревожность, успокаивает…

Тогда малыш будет расти, с одной стороны, спокойным, а с другой – не бояться собственных чувств.

мнение эксперта

Мария ОРАЕВСКАЯ, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, по семейным расстановкам, НЛП-мастер

Когда ребенок еще маленький, он уже способен испытывать сильные чувства, но еще не знает, как с ними обходиться. Например, если малыш злится, может ли он проявлять это? и как именно?.. Здесь очень важно то, как чувства ребенка принимаются его окружением – в первую очередь, конечно, речь идет о родителях. Способна ли мама вынести гнев малыша? Увы, некоторые мамы сами начинают обижаться на него, и начинают вести себя не как взрослые, а как в дети, и в итоге это превращается в ссору двух детей, один из которых лет на 20-30 старше второго…

Также имеет огромное значение то, как сами родители обходятся со своими чувствами. Например, если ребенок видит, что мама переживает, но ему говорит, что «все замечательно» — в нем поселяются недоверие и к маме, и к самому себе, к своим чувствам, и к реальности вцелом…

Большинство из нас не учатся в детстве здоровому обращению со своими чувствами, поэтому когда мы вырастаем, то ситуация не сильно меняется. Мы растем интеллектуально – но наша эмоциональная сфера продолжает оставаться незрелой. Чувства для нас – по-прежнему нечто непонятное, а потому – пугающее… Не принимая свои собственные чувства, мы не способны принять и чувства ребенка, и тогда история повторяется – мы передаем «эстафетную палочку» следующему поколению…

Но все не так фатально. Когда мы начинаем разбираться со своими чувствами, то тогда меняется наш внутренний сценарий – и тогда мы способны передать своим детям уже новые схемы обращения с чувствами. И тогда повышаются шансы на то, что для наших детей их чувства перестанут быть непонятным Тридевятым царством, таящимся за тридевять земель…

Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, бодинамике, арттерапии. Член АТОП. Журнал «Здоровье от природы»

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s