Чакры — очевидное или невероятное?

Теперь с чакрами работают и психотерапевты. И в этом нет никакой мистики или  шарлатанства.

Понятие «чакра» вошло в жизнь российского общества сравнительно недавно – пару десятилетий назад, но довольно прочно в ней закрепилось. Отношение к этой теме довольно противоречивое: для кого-то она представляет огромный интерес, кто-то видит в ней путь к духовному развитию и совершенствованию, а для кого-то это – чистой воды шарлатанство и профанация. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев «чакры» связываются в нашем сознании с эзотерикой.

чакры

Увы, увлекаясь мистической стороной этого вопроса, которая безусловно интересна и будоражит воображение, мы зачастую забываем, что учение о чакрах в изначальном виде – в таком, как оно создавалось на Востоке – является важной частью традиционной восточной медицины и телесных практик. То есть чакры с точки зрения Востока – некая научная данность, тогда как с точки зрения западной науки это — лжеучение. И в этом противоречии отражается принципиальное различие между Западом и Востоком, их раскол.

Однако в 21 веке, в эпоху глобализации, интеграция идет во всех сферах общества – в том числе и в научном мире. Благодаря этому стала возможной встреча рациональной, прагматичной науки Запада с духовными учениями и телесными практиками Востока. И как результат этого союза в психологию внедрилось понятие о чакрах и о возможности работы с ними. И это никакая не мистика, не эзотерика, а официальная наука!

А именно – учение о чакрах стало составляющей частью такого направления в психологии как биосинтез. Это одна из школ телесно-ориентированная психотерапии, о которой речь шла в предыдущих номерах (февраль, март 2009). Биосинтез возник в 1970-е годы в Европе, его основатель – Дэвид Боаделла. В своих разработках он объединил Запад и Восток, науку и духовные практики. Что же получилось в итоге?

Из существующих уже в западной науке идей телесно-ориентированной психотерапии были взяты следующие. Телесное и психическое тождественны: каждая часть тела  связанна с определенной психологической темой, и эти закономерности верны для всех нас, вне зависимости от возраста, национальности, пола, образования… Есть некая универсальная для всего человечества символика: в определенной части тела живут конкретные психологические темы — чувства, воспоминания, душевная боль…

Согласно этому, основатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх поделил все тело на 7 сегментов, каждому из которых соответствует своя психологическая символика. И эти 7 сегментов удивительнейшим образом совпали с восточным учением о 7 чакрах. При этом сам В.Райх ничего о чакрах не знал, к своей теории он пришел самостоятельно – он вообще сперва был классическим психоаналитиком, учеником З.Фрейда. И в Вене 1920-х годов, в которой он работал, о чакрах ничего известно не было. Но потом, когда в Европу стали проникать идеи с Востока, это неожиданное совпадение заставило последующих специалистов, в том числе и упомянутого Д.Боаделлу, серьезно отнестись к теории чакр, как бы не был настроен против нее научный мир.

Само понятие «чакра» имеет несколько переводов с санскрита, но все они схожи: «круг», «колесо», «диск». И оно обозначает основные энергетические центры человека, невидимые глазу, но имеющие круглую форму и определенный цвет. Один из переводов звучит как «вихрь», и это подразумевает движение энергии по телу человека, как его собственной, так и энергии мира, которая проходит через него.

В классической теории чакр, которая и получила широкое распространение на Востоке и используется, к примеру, в йоге, выделяют 7 чакр. Их названия, представление об их месторасположении сохраняются в биосинтезе, при этом добавляется психологическое содержание – в каждой чакре живут определенные психологические темы, и работая с этой чакрой, мы производит и психотерапевтическую работу с этими темами.

1. Муладхара расположена внизу торса — у основания позвоночника, там, где копчик. Психологическое содержание здесь следующее.

Так как это самая нижняя чакра, то она является неким фундаментом. Не случайно другое ее название – Корневая чакра. Здесь поселяется наше право на жизнь, на сам процесс существования, радость от жизни, желание жить. Ведь это является неотъемлемой частью нашего психологического и физического здоровья и благополучия. По-идее, гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» просто не должен приходить в голову: конечно, «быть»! И радоваться бытию как таковому!

С этим тесно связана и другая живущая здесь тема – опоры, устойчивости в движении по жизненному пути. И если возникает ощущение неустойчивости: «Мне не на кого опереться!», «Я неустойчиво себя чувствую!», «Не стою твердо на своих ногах» — то тогда само движение по жизни тормозится, возникает страх идти дальше, что-то в жизни менять, развиваться… Развитие личности тормозится, возникает некий застой – по-сути, это своего рода психологическое болото, в котором человек может сидеть годами, с каждым месяцев увязая все глубже и глубже…

Когда возникает проблема с этой чакрой, теряется удовольствие от жизни, та самая спонтанная радость, которая есть у детей. Жизнь как бы теряет краски, превращается в монотонный процесс существования…

Проблемы с этой чакрой возникают по 2 причинам. Первая – в самом начале жизни право ребенка на существование оспаривалось, причем это могло быть даже еще в утробе. Например, ребенок не был желанным, мать его бессознательно отвергала – либо даже вполне сознательно думала об аборте. Также плод мог себя дискомфортно чувствовать из-за сильного токсикоза, болезни матери – либо она переживала сильный стресс, который ребенок не мог не чувствовать. В этих случаях право на жизнь не было до конца освоено.

Вторая причина появляется в более позднем возрасте: право на существование было благополучно сформировано в начале жизни, но потом в связи с неким травматичным событием оно нарушилось. Подобным разрушительным событием могло быть нападение, автокатастрофа, серьезная угроза здоровью в результате травмы или болезни…

Как эти проблемы проявляются на телесном уровне? Самые разные неприятности», происходящие с ногами: проблемы с сосудистой системой и с опорно-двигательной, частые травмы, падения, ощущение неустойчивости, а также судороги и «мерзлявость» стоп. Как компенсация, для придания устойчивости ноги могут стать или перенапряженными – или диспропорционально полными по отношению к остальному телу.

 2. Свадхистана  находится в районе половых органов (область живота ниже пупка).

С психологической точки зрения, это центр самоидентификации и сексуальности. То есть здесь находятся такие ключевые жизненные темы как право быть собой и право на реализацию своей сексуальности.

Проблемы с этой областью на психологическом уровне проявляются как глобальное непринятие себя как личности: например, такой важной ее части как собственное тело. Так, болезненное желание похудеть, выходящее за рамки нормы, связанно именно с этим центром. Похудание в этом случае осуществляется не ради здоровья, не для того, чтобы привести вес в норму (понятно, что лишний вес вреден) – это проявление непринятия себя, ненависти к телу, это своего рода месть ему, саморазрушение и самонаказание… Увы, во многих случаях зацикленность на собственном весе выливается в такую болезнь как анорексия – а она, в свою очередь, может привести к смерти…

То есть непринятие себя как личности может доходить до отказа себе в праве на существование. Так, самураи, делая харакири, наносили себе удар именно в этот энергетический центр.

Также со свадхистаной связаны всевозможные проблемы в сексуальной сфере: аноргазмия, импотенция, фригидность, вагинизм, страх и стыд проявить свою сексуальность, боязнь сексуального акта, восприятие секса как чего-то «грязного»…

На телесном уровне это отражается как зажатый, словно неживой таз, от которого исходит ощущение либо истощенности – либо перенапряжения (и то, и другое говорит о неадеватном распределении энергии). Это, а также постоянное мышечное напряжение, со временем могут привести к гинекологическим заболеваниям, а также к болям в крестце и пояснице.

3. Манипура – живот (иногда как ее местоположение указывается пупок, иногда — солнечное сплетение).

Психологическая символика здесь — социальные контакты, недаром «манипуляция» — однокоренное слово. Здесь живут наши страхи, связанные с общением (робость, застенчивость, смущение), а также именно в манипуре возникает раздражение, когда нами кто-то проманипулировал, а мы это так и не поняли…

Но здесь же еще и кроется наша пробивная сила, необходимая для реализации в социуме, для достижения целей – определенная «упертость». Не случайно в старину купцы обладали солидными животами, и это считалось признаком успешности и благополучия – полнея, они таким образом укрепляли свою манипуру. И подобное же происходит с современными бизнесменами – помните, анекдоты о «новых русских»? Фигура которых – «животик, ушки и кошелек»…

4. Анахата — расположена в области сердца. И здесь живут наши самые глубокие чувства, наша сердечность.

Речь идет о возможности устанавливать глубокие контакты, сердечные связи с миром, «открываться сердцем». А для этого нужно уметь доверять миру вцелом и партнеру по контакту в частности. Это не значит, что нужно открываться перед всеми без разбора – но важно уметь это делать хотя бы с самыми близкими. В противном случае сердце как бы закрывается, и психологически человек оказывается в изоляции и одиночестве – так ему безопасно, но тоскливо.

И тогда на телесном уровне это может вылиться в кардиологические проблемы.

5. Вишуддха – горловая чакра. Она отвечает за выражение чувств, проявление себя как личности.

Если с этим есть проблемы – например, некто не осознает свои чувства, подавляет их, или же боится проявить себя, то тогда возникают проблемы с голосом и горлом. Это могут быть как боли в горле, так и слишком тихий или высокий голос…

Также голос временами может «пропадать» — причем, как назло, перед самыми ответственными выступлениями.

Работа с вишуддхой помогает человеку раскрыться – не бояться проявить свои чувства, предъявить себя, а значит – становится более успешным как в профессиональной сфере, так и в личной. Проблемы с горлом могут исчезнуть, а голос становится более глубоким и звучным.

6. Аджна – так называемый «третий глаз». Расположен чуть ниже середины лба.

Здесь живет наша интуиция и ясность видения ситуаций – возможность видеть реальность без прикрас и иллюзий, такой, какая она есть. Обращаясь к этому центру, можно развить свое «шестое чувство», то есть интуицию.

7. Сахасрара-чакра, или, как ее еще называют, Коронная чакра. Расположена на самом темечке – либо даже, по некоторым версиям, чуть выше головы. Она связанна с высшими ценностями, с экзистенциальными данностями, такими например, как одиночество. Но одиночество уровня этой чакры уже не болезненное, в отличие от одиночества, живущего в анахате. В Коронной чакре приходит принятие того, что мы бесконечно одиноки: человек приходит в этот мир один, и уходит один. Здесь приходит принятие жизни такой, какая она есть, и обретается покой. К этому готова лишь зрелая личность, решившая проблемы, связанные с предыдущими чакрами.

Как телесно-ориентированная психотерапия работает с чакрами? Один из путей – медитация. И некоторые из них наши эксперты предлагают Вам попробовать. Их вполне можно делать самостоятельно.

чакры2

мнение эксперта

Ирина СОЛОВЬЕВА, практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП

Первая медитация связанна с Корневой чакрой и направлена на повышение устойчивости, в том числе к стрессам, на обретение опоры. Она состоит из следующих этапов.

  • Сядьте прямо, поставьте стопы устойчиво на пол. Лучше – босиком, либо хотя бы без каблука. Сосредоточьтесь на муладхаре: хорошо ощутите эту область, представьте, как она выглядит. И начните собирать там энергию.
  • Теперь пошлите ее в правую стопу – энергия должна стекать по ноге, как если бы в ней был канал.
  • Затем энергия посылается из правой стопы в левую.
  • И – энергия поднимается обратно в чакру, цикл замыкается. Получается свобеобразный треугольник.

Делайте этот цикл со своей скоростью – минут по 5-10. Можно ставить таймер, чтобы не отвлекаться, поглядывая на часы.

 

мнение эксперта

Мария ОРАЕВСКАЯ, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, НЛП-мастер

Вторая медитация направлена на развитие интуиции. Вы можете задать своей интуиции некий вопрос – возможно, ответ придет после медитации.

Также ее можно делать перед сном, настраиваясь на проблемную ситуацию – и тогда может придти сон-подсказка.

Как и в первой медитации, нужно сесть прямо и устойчиво поставить стопы. После чего сосредоточиться на области «третьего глаза», направить туда свое внимание. После чего обращаться внимание на образы и звуки, которые могут приходить – в них может крыться ключик к решению проблемы. Таким образом наше мудрое Бессознательное дает нам подсказки.

Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, бодинамике, арттерапии. Член АТОП. Журнал «Здоровье от природы»

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s