КАК ЗАДАВИТЬ В РЕБЕНКЕ КРЕАТИВНОСТЬ: 10 ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ

КАК ЗАДАВИТЬ В РЕБЕНКЕ КРЕАТИВНОСТЬ: 10 ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ

 Вот ведь парадокс: казалось бы, с каждым годом ребенок должен становиться все более развитым, его способности – раскрываться и расширяться… По-крайней мере, именно этого мы от него ждем, и именно на это направлена вся существующая система воспитания.

Так и происходит, если говорить о физическом или интеллектуальном развитии ребенка – о тех сферах, которым традиционно уделяется больше всего внимания. Но что происходит с креативностью, или творческими способностями? Как это ни прискорбно, они сокращаются с каждым годом. Вот что говорят данные исследований уровня креативности в разных возрастах:

·        в 5 лет – 98%,

·        в 10 лет – 30%,

·        в 15 лет – 12%,

·        У взрослых – 5%.

2

Во взрослом возрасте от креативности остаются жалкие остатки.

Куда же уходит креативность? Да никуда – она не исчезает, а прячется в темный чулан и практически не используется, зарастая пылью и паутиной. На наше счастье, ее оттуда можно вытащить и вновь начать применять.

Почему уровень креативности снижается? Потому что творчество – это всегда отступление от шаблона, выход за рамки. А бытующая система воспитания направлена на то, чтобы ребенка в рамки вписать и в них удерживать. Противоречие «общество-индивидуальность» неизбежно, потому что у них разнонаправленные цели. Общество стремится унифицировать личность, сделать всех одинаковыми – так оно как механизм эффективнее всего функционирует. А личность стремится к развитию своей индивидуальности, реализации природных способностей.

Конечно, мы не можем отказаться жить по законам общества, тем более что многие общественные рамки просто необходимы – например, Уголовный кодекс. Но и целиком подавить свою индивидуальность, креативность было бы печально и означало бы этакую роботизацию, как в романе Е.Замятина «Мы» про утопическое тоталитарное общество. Важно найти золотую середину, а это непросто, и креативность с каждым годом падает и падает…

Что же тогда происходит? Теряя креативность, мы теряем удовольствие от жизни, радость от самого процесса существования. Ребенок может обрадоваться любой повседневной мелочи, а нам нужен официальный повод для радости: «О, вечеринка! Так, быстро все начинаем улыбаться и веселиться…»

Любая трудность может выбить из колеи, тогда как для креативного человека не может быть безвыходных ситуаций. Он всегда найдет оригинальное решение. Как в анекдоте про Штирлица:

«Гестапо перекрыло все выходы, но Штирлиц ушел через вход».

Поэтому творческий человек более успешен, причем во всех сферах жизни. Он менее подвержен стрессам, его эмоциональное состояние и физическое самочувствие достаточно стабильны.

Творческий человек креативен во всем. Это отличает креативность от таких узкоспецифических способностей как абсолютный музыкальный слух, умение перемножать в уме пятизначные числа… Если последние являются достоянием немногих счастливчиков, то креативность есть у всех без исключения. Ведь можно быть творческим в повседневной жизни – в готовке, отношениях, оформлении дома, одежде…

Обретая вновь способность к творчеству, доставая из темного чулана креативность и счищая с нее пыль, мы становимся более успешными и эффективными, начинаем получать больше удовольствия и радости… Но, конечно, проще сохранять изначально данную нам креативность, чем уже во взрослости пытаться ее реанимировать и вывести из летаргического сна…

Что же это за ошибки, которые допускают родители и которые приводят к подавлению креативности?

 2

Вот «вредные советы», которым «успешно» следуют многие семьи:

1.            Чаще сравнивайте своего ребенка с другими детьми, ставьте их в пример. Подчеркивайте, что они-то лучше, тогда как ваш ребенок до них явно не дотягивает. Особенно хорошо ставить в пример его друзей. Таким образом вы одним выстрелом убьете сразу несколько отборных зайцев: разовьете у ребенка чувство неполноценности; задавите проявления его индивидуальности; заставите подражать кому-то, а не следовать за собой; разрушите дружбу.

2.            Чаще критикуйте ребенка и его творчество. Внимательно просмотрите нарисованные им картинки, сделанные поделки и не примените сказать: «Ну кто так рисует/лепит/делает аппликацию?» Укажите на все недостатки его работы.

3.            Уничижительно отзывайтесь о его способностях. Почаще повторяйте, что ему медведь на ухо наступил, или что он танцует, как слон в посудной лавке.

4.            Хотя бы время от времени адресуйте ему такие обращения как «бестолочь», «дурачок»…

5.            Помните про все его неудачи и не давайте ему самому о них забыть: как он запинался во время чтения стишка на сцене или как у нее от костюма Снежинки отлетали блестки…

6.            Как можно чаще говорите ему: «Будь как все». Вложив в голос максимум иронии, спросите: «Ты что – особенный?»

7.            Если у вашего ребенка хорошее настроение, выясните – с чего бы это? Спросите: «Что это ты такой радостный?» Или лучше: «Чего лыбишься?» Скажите: «Что так веселишься? Как бы потом плакать не пришлось». Доведите до его сведения, что «Смех без причины – признак дурачины».

8.            Предположим, у вашего ребенка все-таки проявились какие-то способности, и он не готов от них отказаться. Тогда подчеркните, что с него этого хватит. Так, если ему легко даются языки, то он явный гуманитарий и в естественных дисциплинах, точных науках должен быть абсолютной бестолочью. Если он не хочет с этим смириться, спросите: «Ты хочешь, чтобы у тебя получалось ВСЕ? Ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО о себе такого высокого мнения?»

9.            Если успехи вашего ребенка очевидны, доведите до его сведения, что он обязан этому случайности и удачному стечению обстоятельств. В том случае, когда успехи продолжают повторяться, предупредите: чем выше залезешь, тем больнее будет падать…

10.        Постоянно напоминайте, что скромность украшает, а любое желание проявить себя и раскрыть свои способности – следствие непомерных амбиций, которые вы, естественно, осуждаете.

Если вы будете неукоснительно следовать этим советам, то вскоре ваш ребенок превратится в среднестатистического невротика с комплексом неполноценности, практически лишенного креативности…

Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, бодинамике, арттерапии. Член АТОП. Журнал «Наша психология», www.psyh.ru

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s