О ЧЕМ МОЛЧИТ АВАТАРКА

Люди со схожими психологическими чертами выбирают аватарку определенного типа. И по аватарке можно многое сказать о ее хозяине. Мы, интернет-пользователи, словно прячемся за своим компьютером, но аватарка – те самые «торчащие уши», по которым можно понять, кто же все-таки сидит за кустом: серый волк или заяц… Аватарка – послание к миру. Она говорит: «Я такой-то», «Относитесь ко мне так-то», «Дайте мне это»… Она выдает наши скрытые дефициты – то, чего не хватает, то, чем мы хотим казаться… О чем же так красноречиво молчит аватарка?

Ребенок. Собственные детские фотографии и любые другие изображения ребенка за исключением собственного ребенка (здесь особая символика), а также «умилительные» животные (котята, щенки  т.д.), так как они тоже выступают в роли «ребенка».

3

Послание к миру: «Я – маленький! Хочу на ручки!»

Дефицит: что хотят дети? Конечно, любви! И прилагающихся к ней заботы, внимания…

Ожидания от других: ждут, что о них будут заботиться и любить, то есть восполнять их детский дефицит.

Портрет: в семье была либо гиперопека (чрезмерная забота), либо гипоопека (недостаточная забота). В первом случае детство видится сладостной сказкой, расставаться с ней не хочется. Подобно Питеру Пэну, герой не хочет взрослеть. В случае гипоопеки взрослеть «хочется, но не можется»: семечко не получило достаточно питательных веществ и не может прорасти. В обоих случаях это незрелая, достаточно инфантильная личность.

Внешне такой человек может быть взрослым и социально успешным, но внутри него сидит Ребенок, требующий любви и внимания, и временами он вырывается наружу. Это напоминает эпизод из фильма «Любовь-морковь-2»: маленький сын оказывается в теле отца (Гоша Куценко), приходит на работу, сидит в деловом костюме в собственном кабинете. А по кабинету летают самолетики, ездят паровозики…

Задача: повзрослеть.

  1. Фото своего ребенка.

3

Послание к миру: «Мой ребенок – это я. Я – это мой ребенок». Немного напоминает Людовика-Солнце: «Государство – это я!»

Дефицит: потеря себя и ориентиров в жизни, как следствие – нереализованность. Это ведет к слиянию с ребенком, к попытке заполнить свою жизнь им.

Ожидания от мира: пусть ребенок сделает то, что не сдала(а) я. И тогда все меня зауважают!

Портрет: собственная нереализованность заставляет «делать ставки» на ребенка, он становится единственным светом в окошке. Как часто мама-балерина, не состоявшаяся в профессии, стремится сделать из своей дочки звезду балета! И дочке повезет, если ее желание и способности совпадают с маминым, тогда из нее на радость нам может получиться Диана Вишнева. А если – нет?.. Со стороны такой родитель кажется любящим и заботливым, но это нездоровая любовь, а потребительская, за ней стоит эгоцентризм родителя. Подобное использование ребенка для самоутверждения называется «нарциссическим расширением».

Задача: жить своей жизнью.

  1. Фото с партнером.

3

Послание к миру: «У меня есть отношения, смотрите все!»

Дефицит: любви и уверенности в том, что можешь быть любим.

Ожидания от других: признания своей ценности как женщины/мужчины.

Портрет: в глубине души сидит неуверенность в себе, она-то и компенсируется любовными отношениями. То есть если предыдущий тип использовал для решения своих проблем ребенка, называемая это «любовью», то этот тип делает тоже самое с партнером. Этот механизм формируется в возрасте 3-5 лет на так называемой Эдипальной стадии, когда ребенок должен получить подтверждение своей ценности и того, что он любим. Если этого не происходит, он ищет подтверждения ценности засчет партнера. Так, согласно воспоминаниям сводной сестры, Эдит Пиаф в юности говорила:

— Если на тебя смотрит парень, ты не пустое место. Ты существуешь.

Задача: чувствовать свою ценность вне зависимости от партнерских отношений.

  1. Официальное фото. Особенно если это  фото, свидетельствующие о социальной успешности (на фоне машины, рядом со «звездой», в модном платье…).

4

Послание к миру: «Я успешен!»

Дефицит: неуверенность в своей «хорошести».

Ожидания от других: получение любви через признание успешности.

Портрет: в детстве такого ребенка хвалили за формальные поступки (за пятерки, грамоты…), но ему не хватало безусловной любви – просто за то, что он есть. В результате сформировался механизм тождественности: «Я есть мои поступки», «Внутреннее равно внешнему». То есть если у меня носочки от «Версаче» — я хороший, а если не от «Версаче» – я плохой… Это определенный вид нарциссизма, заставляющий гнаться за внешними достижениями, при том что внутри сидит одинокий недолюбленный ребенок. В поведении – закрытость. Даже если это общительный человек, в действительности близко к себе он никого не подпускает. А в душе – много одиночества, и со временем успехи в работе и модные сумочки радуют все меньше и меньше…

Задача: перенести свое внимание из внешнего поля на внутренний мир, уважать не только «материальные» ценности.

  1. Смешное фото.

5

Послание к миру: «Давай посмеемся! Не надо ничего принимать всерьез…»

Дефицит: легкости. Внутри есть какая-то непрожитая грусть, от которой хочется сбежать.

Ожидания от других: поддержки механизма засмеивания и обесценивания чувств.

Портрет: классическая роль Шута, формируется к 6 годам. В поле семьи было много напряжения, ребенок стал громоотводом, своими шутками или нелепостью разряжая атмосферу. Механизм формирования замечательно показан в фильме Н.С.Михалкова «12»: герой Михаила Ефремова, эстрадный исполнитель, рассказывает, как в детстве пытался рассмешить умирающую бабушку, чтобы облегчить ее боль, и с тех пор продолжает добиваться улыбок уже от зрителей… «Шут» использует механизм засмеивания и обесценивания как уход от эмоциональной боли. Иногда это идет на пользу и помогает решить проблему. Но порой приводит к побегу от нее…

Задача: научиться смотреть проблемам в лицо.

  1. Пейзаж или другой природный элемент.

6

Послание к миру: «Пора в отпуск!»

Дефицит: внутренней гармонии. Возможно, это просто следствие накопившейся усталости.

Ожидания от других: таким людям нередко нужно внешнее подтверждение того, что они имеют право на отдых.

Портрет: внутренняя гармония нарушена, отсюда – интуитивное стремление к природе. Подобный выбор аватарки больше говорит не о глубинных психологических качествах, а о ситуации хронического стресса. Поэтому нужно понять: что к ней приводит? Возможно, конфликтная атмосфера в семье? перегрузки на работе? или же жизнь в мегаполисе – не для вас?.. А может, вы просто давно не были в отпуске?

Задача: хорошо отдохнуть, желательно – в уединении.

  1. Отсутствие фото.

Послание к миру: «Не смотри на меня!»

Дефицит: безопасности. Если, конечно, отсутствие фото не связано с объективными причинами (это известный человек или же он работает в «органах»…).

Ожидания от других: уважение к границам. Внимание – но безопасное.

Портрет: скрытность и недоверчивость, порой подозрительность, желание контролировать ситуацию. Игра «Я тебя вижу, ты  меня – нет». Часто – двойные послания: «Я хочу контакта с тобой, но так, чтобы между нами не было контакта», «Я 3 дня скакал за Вами, чтобы сказать, как Вы мне безразличны!» и т.д. Все это – следствие сформировавшегося в детстве базового недоверия к миру. При этом недоверие может быть как следствием личного опыта ребенка (родители не выполняли свои обещания), так и традицией всей семьи. Например, семья могла пострадать от репрессий 30-х гг, и память об этом заставляет до сих пор воспринимать мир враждебным.

Задача: научиться раскрываться и понять, что мир не злой. Да, он может быть таким – иногда. Но «иногда» не значит – «всегда».

Ирина Соловьева — практический психолог, журнал «Наша психология», июль-август 2012

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s