МУЗЫКАНТ

Вообще же я стараюсь знать как можно меньше

 о людях, чье творчество мне нравится.

Татьяна Авлошенко, из частной переписки

 Он писал музыку. Это было его хобби, а не профессией – хотя некоторые хобби стоят профессии… Так и в его случае.

Все его музыкальное образование сводилось к музыкальной школе. Этого оказалось достаточным для того, чтобы заложить в нем не только основы знания музыкальной теории, но и стойкое нежелание это самое музыкальное образование продолжать. О поступлении в музучилище или, тем более, Консерваторию, речь уже не шла. Увы, в музыкальной школе так оно обычно и бывает…

Поэтому он работал где-то и кем-то, а музыку писал на досуге. Но этот досуг уже давно стал для него основным времяпрепровождением…

 

Он поделился со мной несколькими композициями – прислал по электронной почте. Не то, что мы уже успели сдружиться – мне кажется, ему просто позарез нужны были слушатели. Я оказалась благодарной аудиторией. А он – очень способным, даже одаренным музыкантом.

Это были фортепианные композиции – небольшие, но очень отточенные и изящные. Возникало ощущение, что Музыкант действует подобно Микеланджело, «бравшему кусок мрамора и отсекавшему все лишнее». Композиции казались полностью завершенными и готовыми, не убавить и не прибавить.

Каждая из них была самоценным образом, жившим какой-то своей виртуально-музыкальной жизнью. Музыкант передавал не просто настроение – он как будто делал пьесу объемной. Она не только звучала в голове, но воспринималась и другими органами чувств: принимала форму, окрашивалась в какие-то цвета… Казалось, что можно протянуть руку – и ощупать ее. Должно быть, это было особым даром Музыканта как композитора – нечто подобное происходило на концертах А.Н.Скрябина: у его слушателей начинались галлюцинации, им казалось, что из рояля вылетают бабочки…

У меня возникло некое трепетное чувство – ощущение, что я соприкоснулась с каким-то чудом. С воротами в другой мир… Боясь, что чудо развеется, я продолжала наше общение очень осторожно.

Музыкант время от времени присылал очередные композиции: что-то из старого, что-то из нового… Даже – из совсем нового, поэтому мне было лестно стать одной из первых слушательниц.

Наконец Музыкант дозрел до того, чтобы встретиться наяву.

 

На встречу с ним я шла с трепетом и восхищением. Первый и единственный раз в своей жизни мне захотелось принести мужчине цветы – не считая памятника Высоцкому на Страстном бульваре…

Мы встречались в кафе на Большой Никитской. Это было моим выбором, причем по 2 причинам: во-первых, там рядом Консерватория, и мне это показалось очень символичным. Во-вторых, встреча пришлась на «час пик» — будний вечер, и в это время народ во всех кафе уже сидит друг у друга на головах. Это же местечко отдалено от метро, поэтому был шанс, что столик на двоих там все же найдется.

Я опоздала, но не сильно – меньше, чем на 10 минут. Музыкант уже сидел за столиком. У него был замерзший и сердитый вид. Он напоминал нахохлившегося воробья или, скорее, снегиря. Хмурого хомяка… Он был полноватым, с немного по-детски округлым лицом, поэтому его сердитость выглядела немного комично. Он не был «юношей бледным со взором горящим» и вообще на «творческого человека» не походил. Впрочем, я не знаю, как творческие люди выглядят в жизни, а не на страницах романов – может, как раз именно так…

По нему трудно было предположить, что он занимается творчеством – каким бы то ни было. Гораздо легче было представить его с пивом у телевизора. Или в поварском колпаке на кухне. От него веяло не возвышенным творчеством, а скучным мещанством. Тем не менее сама его музыка не вызывала сомнений в том, что каким-то своим краем уха он умудряется слышать музыку небесных сфер. Быть проводником. Писать как минимум талантливые композиции… Парадокс!

И первым его словом стало «зря»:

— Зря ты выбрала это кафе.

Под лозунгом «Зря!» прошел и весь вечер.

Сперва я сваливала его плохое настроение на свое опоздание. Потом поняла, что он недоволен всем: интерьером, меню, работой официанток, погодой, транспортом, нашими соседями, политической ситуацией в мире и прочее, и прочее. Досталось всем. Раскритикованы и разобраны на запчасти, по частям раскритикованы, потом собраны и вновь саркастически рассмотрены, оказались все. Все и всё, на что падал его взор – в том числе и внутренний. Мне стало неудобно перед посетителями кафе – а вдруг они услышат?..

Под конец я уже боялась затронуть какую бы то ни было тему – потому что любая из них вызывала всплеск негатива. Это утомляло, и я с облегчением выдохнула, когда он начал собираться.

Он встал из-за столика, и наконец-то я увидела его целиком – неожиданно оказалось, что он достаточно высокий. Это трудно было предположить – он слишком сильно сутулился, когда сидел. Да и сейчас – вытянувшись на мгновение, чтобы дотянуться до вешалки с одеждой, он тут же обратно сложился. Со стороны это смотрелось, как гармошка. Так что я не удержалась и попросила его поискать на вешалке шарф, моментально забыв, что он висит на спинке стула. Зрелище повторилось: он снова превратился в таксу, удлинился, потом втянулся обратно, скукожился, стал нахохлившимся комком. Глядя, как он кутается в пальто, потом заматывается шарфом, я поняла: он стремится сократить площадь соприкосновения с этим неприятным для него миром…

На улице он раскрыл зонт, и после этого почему-то окончательно стал похожим на сердитого гнома. Или на хомяка под зонтом. Вы когда-нибудь видели хомяка под зонтом? Вот-вот.

 

Он был очень недоволен погодой – сегодня в частности и осенью как временем года вообще. Но вопреки этому он почему-то предложил еще прогуляться. Я была не против – до этого я недельку болела и насиделась дома. Мы прошли Никитский бульвар, вышли к Арбату, свернули на него.

Там, несмотря на дождь, играли музыканты. Сперва нам попалась немолодая скрипачка – она играла довольно смазано, но зато от души. А неподалеку от Вахтанговского театра подросток в черной шляпе молотил по гитаре и что-то орал. Именно что – «орал». Мне вспомнилась фраза из какого-то давнего фильма: «Поет хорошо – громко»… Я знала, что где-то рядышком, за театром Рубена Симонова, любит тусоваться арбатская молодежь – они называют это местечко «Зарубеньем».

Вокруг парнишки стояла стайка других подростков неопределенного возраста. Боюсь, что самые старшие из них уже начали лысеть… Один из них – опять же, со шляпой, но уже зажатой в руках – подходил к прохожим и просил «помочь музыканту». У арбатской молодежи это называется – «аскерить», от английского «аск» — «просить. Хотя в русском языке есть свое собственное, более подходящее понятие, сути не меняющее, а даже более верно ее отражающее: «попрошайка»… Он подошел и к нам:

— Поддержите начинающего музыканта!

Мой Музыкант только сильнее нахохлился, зыркнул глазами из-под зонтика.

— Мне не нравится, — честно сказала я.

— Много вы понимаете! – оскорбился подросток…

Мы погрелись в Макдональдсе у Смоленской, так как музыкант промок, продрог и боялся простудиться. Он уже жалел – причем вслух – что в такую погоду мы отправились гулять. Наконец он решил идти к метро, но я к тому моменту уже была переполнена до краев. Медленно, но верно я накалялась в течение всего вечера. При всем при том, что я не раздражительная, и вывести меня из себя трудно. Видимо, верно говорят, что Тельцы сперва долго-долго терпят, а потом уже резко переходят в бешенство… Короче, я чувствовала, что если Музыкант скажет еще хоть пару фраз, то я его огрею его же зонтом. Что если еще хоть пару минут из-под шляпы будет доноситься приглушенное шарфом ворчание, то я эту шляпу натяну уже по самое не знаю что…

Поэтому Музыкант пошел к метро, а я развернулась и пошла по Арбату обратно. Меня так раздирало бешенство, что холодный воздух был спасением – я как бы отдавала ему весь свой жар…

«Аскерящий» подросток меня, видимо, не узнал:

— Дайте десятку на пиво! – уже более честно сформулировал он свой запрос.

— Не дам, — не менее честно ответила я.

— Тогда давай познакомимся, — сказал он.

Это «тогда» меня особенно умилило. Мне вспомнился один мой знакомый, который в ответ на отказ заняться с ним сексом ляпнул: «Ну ладно. Тогда хотя бы минет»… Я развеселилась.

Негатив, переданный мне Музыкантом, как и любая другая энергия, не мог просто так исчезнуть – помните, наверно, закон сохранения энергии, и «если где-то что-то убыло, то где-то что-то прибыло». Но на наше счастье, негативная энергия может трансформироваться в смех…

 

Музыкант объявился через пару дней. Он написал новую композицию — под впечатлением от нашей прогулки. «От дождя и осеннего неба», — сказал он. Но как он там мог что-то разглядеть, прячась между зонтом и шарфом, остается для меня загадкой…

Композиция, как и следовало ожидать, была очень живой и образной. В ней действительно был дождь, было осеннее небо, неторопливая прогулка… И совершенно не было брюзжания, агрессии, недовольства, ворчания, жалоб на промокшие ноги, ужасную погоду, отвратительный климат, хамство автомобилистов и прочие доказательства несовершенства мира… Как ему это удалось – не понимаю до сих пор. Может, стоит специальный фильтр?..

Наверно, есть то, что надо не понимать, а воспринимать как данность… В этом случае – просто слушать хорошую музыку. Творчество – это сливки, и что под ними – иногда лучше не знать…

 

отрывок из книги «Пробегая по сайту знакомств»

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Очень ненаучное с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

