ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ, или ЧЕМ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ЗАНИМАЮТСЯ ПСИХОЛОГИ

Сейчас психотерапия становится все более популярной. Вряд ли найдется человек, который хотя бы косвенно не соприкасался с психологией, начиная с популяризированных тестов в глянцевых журналах, передач по ТВ и радио, и заканчивая серьезными научными трудами, а то и личным обращением к психотерапевту. При этом представление о том, как же все-таки работают психологи и как строится психотерапевтический процесс, зачастую оказывается искаженным. Причем мнения о психологах разнятся. Кто-то считает их практически волшебниками, могущими решить любую проблему одним взмахом волшебной палочки, а кто-то видит в них откровенных  шарлатанов, вытягивающих честно накопленные сбережения за свои сомнительные услуги. Это можно понять, т.к. представления о современном мире формируются благодаря СМИ. А образ психолога в кинематографе, и тем более в развлекательных передачах, предстает искаженным. Давайте вместе попробуем разобраться – чем же все-таки занимаются психологи и как строится психологическая работа?

Когда человек находится в непростой жизненной ситуации, ему нужны помощь и поддержка. Способы их получения могут быть разными. Традиционный – поплакаться подруге. В общем-то, это неплохой способ снять напряжение, но никто не гарантирует, что на следующий день о вашей проблеме не будут знать все ваши общие знакомые. Другой способ – чего греха таить, тоже традиционный – «утопить» горе в алкоголе. Это помогает забыться, но проблему не решает, лишь добавляются чувство вины и плохое самочувствие… Способ третий – обратиться к различным экстрасенсам и гадалкам, которые снимают порчу и сделают еще много того, что посчитают нужным. Но здесь стоит задуматься: хотите ли вы, чтобы ваша жизнь стал такой, какой ее видит другой человек? Чтобы другой человек что-то сделал с вашей жизнью? И четвертый способ, как вы уже, наверно, догадались – обратиться за профессиональной психологической помощью…

1. Любая психотерапия начинается с диагностики, причем не важно, это один клиент или речь идет о группе. Психолог – не экстрасенс и не рентген, он не видит клиента насквозь, не знает, с какой проблемой он пришел, что он вообще за человек и как ему лучше помочь. Например, вы пришли на психологический тренинг. Вокруг много незнакомых людей, все стесняются, и это естественно. Скорее всего, вам дадут упражнение, которое позволит психологу диагностировать индивидуальные особенности участников, а участникам – познакомиться, почувствовать безопасность, снизить напряжение…

Хорошо на эту роль подходит психологическая игра «Здравствуй, сказка!». В нее можно играть и просто в компании – чтобы лучше друг друга узнать. Задание: выберите героя сказки, которым по каким-то причинам хочется сейчас побыть. Затем представьте его группе таким образом, чтобы все догадались – кто это. При этом вы не можете назвать имя своего героя («Колобок»), вы лишь рассказываете о его качествах, за которые вы его выбрали. Представление должно быть от первого лица («Я убежал от бабушки и дедушки, я ловкий и смелый, люблю путешествовать…»). Таким образом участники группы лучше узнают – что у вас на душе, какой вы. А вы, в свою очередь, узнаете их… Более подробно это упражнение и его интерпретация описаны в книге «Психологический тренинг. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты» А.В.Пилипенко, И.А.Соловьевой.

2. После диагностики психотерапевт и клиент совместно определяют цель психологической работы. Для этого вполне подойдет упражнение «Кувшин желаний». Вы вполне можете сделать его самостоятельно и по-новому взглянуть на свои жизненные приоритеты. Вам понадобятся белый лист бумаги и пастель либо карандаши.

Упражнение основано на восточной притче о мудреце, который собрал своих учеников, поставил перед ними пустой кувшин и спросил:

— Полный ли он?

— Пустой! — ответили ученики.

И тогда мудрец кинул в кувшин большие камни. «Полный ли он?» — спросил мудрец еще раз. «Да!» — ответили ученики. Но мудрец кинул в кувшин камни поменьше, и они поместились. «Да, кувшин не был полным, но теперь-то он заполнился», — решили ученики. Но мудрец добавил гальку, и она вместилась. «Ну теперь-то он заполнился!» — сказали ученики, но мудрец насыпал туда песок, а долил туда еще и воду.

— Так заполняется и наша жизнь – в ней много желаний и целей, но какие-то из них – большие и важные, какие-то – средние, какие-то – так, мелочь, но все равно нужны… И важно понимать значимость: что важнее всего, что вторично, а что и вовсе не имеет смысла…

А как выглядит ваш «Кувшин желаний»? Нарисуйте свой «кувшин желаний», четко определив – что в вашей жизни является большими камнями (например, «Семья», «Профессиональная самореализация», что – средними («Путешествия»), что – галька, песок, а что – просто вода, некий важный фон…

3. На определенном этапе психотерапевтической работы у клиента могут возникнуть недовольство, скука, обесценивание встреч со специалистом. Это так называемое «сопротивление», а объясняется оно тем, что клиент сталкивается с болезненными переживаниями, воспоминаниями, не совсем приятными знаниями о себе. Сопротивление – это естественная реакция Бессознательного клиента на психологическое вмешательство, но преодоление сопротивления ведет к важным внутренним изменениям и повышает эффективность психотерапии. Справиться с подобным сопротивлением возможно и с помощью такого упражнения как «Кукольный театр», которое также подробно описано в вышеназванном сборнике психологических тренингов. Это упражнение нужно проводит в группе.

Участникам раздаются определенные роли: Кукла (Марионетка), которая играет роль, но сама ничего без посторонней помощи делать не может; Кукловоды – они и производят движения головой, руками и ногами Марионетки, говорят за нее; Режиссер – тот, кто ставит спектакль и руководит Кукловодами, отвечает за все действие. Далее участники разыгрывают какую-либо сценку на вольную тему, но строго из своих ролей. Такая игровая ситуация «не от первого лица» помогает участнику взглянуть на свою жизненную ситуацию с другой стороны, осознать возможные причины трудностей психологической работы. Например, когда этот тренинг проводился в группе выздоравливающих алкоголиков, то многие испытали шок, когда осознали, что зависимый человек подобен безвольной марионетке, которой управляет болезнь алкоголизм.

4. Когда сопротивление преодолено, появляется возможность для более глубокого психологического исследования. Это может быть работа с семейными сценариями и посланиями,  а возможно, ваш психотерапевт посчитает, что больше внимания следует уделить телесному осознаванию, чувствам, образу Я и самооценке… На каждую из этих сфер также существуют специальные психологические упражнения, каждое из которых способствует успешности психотерапии. Какое из них применить в той или иной ситуации – решает, конечно же, специалист. Но не стоит забывать, что практическая психология строится на сотрудничестве психотерапевта и клиента. И чем больше обращающийся за психологической помощью осознает свою ответственность, тем вероятнее положительный результат.

В упоминавшейся здесь книге «Психологический тренинг. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты» подобраны упражнения, которые помогут практическому психологу на всех этапах психотерапевтического процесса и индивидуальной, и групповой работы. Но также эти упражнения могут быть полезны для тех, кто интересуется психологией.

Анна Пилипенко – практический психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, ведущая индивидуальной, групповой и семейной психотерапии

Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, арттерапии, член АТОП

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s