СЕМЬЯ: «ДУМАЙТЕ САМИ РЕШАЙТЕ САМИ – ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬ?»

Вопрос семейной жизни во всем времена был одним из ключевых, а теперь стал еще и наболевшим. Браки заключаются все реже, а разводы, напротив, учащаются. А кроме того, возникают альтернативные формы семьи:

  • так называемый, «гражданский брак» (совместная жизнь без официальной регистрации);
  • «гостевой брак» (когда партнеры проживают на раздельных территориях и, подобно героям Чернышевского – Вере Павловне с ее супругом, ходят друг к другу в гости);
  • семья, образованная гомосексуальными партнерами;
  • «чайлдфри» — семья, казалось бы, классическая: гетеросексуальная, зарегистрированная, но сознательно отказавшаяся от рождения детей;
  • семья с ребенком, но без отца, когда женщина решает «рожать для себя»
  • и т.д.

Так исчезает ли институт брака или просто видоизменяется? Нужна ли семья или она, подобно отпадающему хвосту, стала для общества рудиментом? Обо всем этом мы поговорили с заведующим лабораторией семьи и воспитания РАО (1997-2007), заведующим кафедрой педагогической психологии Института психологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ),автором книг «Психология души», «Функциональная психология» и др, доктором психологических наук, профессором Виталием Константиновичем Шабельниковым.

Так нужна семья в наши дни или нет, и если нужна, то зачем?

Раз семья как явление возникла и существует – значит, она, безусловно, нужна. Но в понятие «семья» можно вложить разные смыслы, явление это не такое уж однозначное. Если посмотреть в прошлое, мы видим, что первоначально семья была основой организации общества. Семья включала тогда много родственников. Чтобы общество выжило, требовалась его внутренняя организация, и эту функцию в те древние времена взяла на себя семья. Семья возникла как форма групповой защиты индивида и, прежде всего, ребенка от опасностей окружающего мира. В этом мы мало отличаемся от наших далеких предков: и по сей день семья нужна как обеспечение условий выживания человека, как форма защиты от агрессии внешнего мира. Причем, как отдельного человека, так и человечества в целом, ведь именно в семье осуществляется функция продолжения рода.

Когда человек выделился из животного мира, уже появилась родовая система. Более примитивные формы жизни, защищенные самими условиями природы, не требуют организации семьи. У многих видов животных для выживания вида достаточно того, что самец оплодотворяет самку, дальше она справляется сама – самец не участвует в взращивании детеныша, потому что это просто не нужно. Но у человека все не так просто: и женщина, и маленький ребенок уязвимы. Им нужна защита. Здесь и возникает необходимость в семье…

Семья защищает от агрессии извне. А кто больше всего нуждается в защите? Самые слабые. И это, прежде всего, дети – они не могут расти без защиты, причем и со стороны матери, и со стороны отца. Ребенку в семье одинаково важны оба родителя, просто они заботятся о ребенке по-разному.

В чем же заключаются эти разные роли мужчины и женщины в семье?

Мать отвечает за внутреннее пространство семьи, за то, что происходит в доме. Она как бы «хозяйка дома». А мужчина действует во внешнем пространстве, так как он биологически участвует в деторождении минимально, а потому – более свободен и неуязвим. Мужчина – охотник, добытчик, посредник между семьей и миром, защитник от него… И в сложных условиях жизни женщина встает под защиту мужчины.

Чем большую опасность представляет окружающий мир, тем нужнее мужчина, так как именно мужчина традиционно выполняет функцию защиты семьи. Если природные или социальные условия жизни тяжелые, а соседние племена – агрессивные, роль мужчины возрастает. Жесткие условия выживания способствуют усилению роли мужчин. При этом будем рассматривать «жесткие условия» в широком смысле: это может быть угроза и со стороны природного пространства, а потом, по мере расширения общества и усиления социальной борьбы, агрессивным становится само социальное пространство. Угроза – это уже не саблезубый тигр, а терроризм, войны и пр. А если общество находится в условиях более благоприятных и защищенных, на первый план в семье выходит женщина.

Мужчина завоевывает новые территории – и в прямом, и в переносном смысле (в плане карьеры, достижений, материальных приобретений…). А женщина на этой территории осваивается. Помните сказку про зайчика и лисичку, каждый из которых строил дом? Только заяц – лубяной, а лиса – ледяной. Женщине сложно создать «лубяную избушку», у нее другие важные функции. Поэтому защищенную «избушку» строит мужчина, а создает в ней уют – женщина, и в гармоничной семье благополучной исход иной, чем в сказке. И это важная часть функций семьи.

И мужчина, и женщина играют в семье одинаково важные роли, просто разные. В обществах защищенных, мирных, благополучных, усиливается роль женщины. В ситуации катастроф, войн, терроризма возрастает роль мужчины, и общество в целом становится более мужским. Это верно и для организации отдельных социальных групп: например, военные организации или конкурирующие бизнес-структуры функционируют по жестким «мужским» правилам.

 

Есть ли какая-то особенность в российских семьях?

Российское общество интересно тем, что в этом плане оно неоднозначно, семьи у нас делятся на два типа. Это расслоение пошло еще с дореволюционных времен. Управление государством, его защита, в том числе ведение войн, осуществлялись дворянскими семьями, и в них царил мужчина. Женщина не могла главенствовать в таких условиях, так как главенство в семье было связано с социальной ролью мужчины как воина. И забота общества о женщинах осуществлялась таким образом, что они отходили на второй план. Как говорится, «Женщин на войну не берут», причем исключительно из заботы. Но эта «забота» легко перерастала в бесправность женщины, отсутствие свободы выбора, а борьба женщины за свои права плохо заканчивалась – вспомните Анну Каренину. А у народа складывался другой тип семьи – в защищенных от войн слоях населения роль женщины в семье была велика. Как писал Н.А.Некрасов — «Идет эта баба к обедне пред всею семьей впереди…» Бунт Анны Карениной выражал нараставший кризис дворянского общества в XIX веке.

В России всегда существовал конфликт этих двух традиций: семья «верхушки общества» и семья «народных масс». Эти два типа семей сохранились и в советское время. На верхних эшелонах общества в жесткое время борьбы семья строилась с главенствующей ролью мужчин. Очень четко это можно видеть в сталинские времена, когда жены руководителей страны, обличенных огромной властью, были практически бесправными. Вспомните, ведь жена И.В.Сталина – Надежда Аллилуева – в знак протеста даже покончила с собой. А вот советский народ в массе своей сохранил матриархальный тип семьи. В социалистическом обществе роль женщины и в коллективе была достаточно высока (не считая высших управляющих структур), потому что народ был более защищен, защищен государством. Для граждан все было четко прописано: что делать, что нельзя, каким путем в какое светлое будущее идти…

А как обстоят дела в современной российской семье?

В современной ситуации реального бизнеса, где конкуренция более жестка и непредсказуема, роль мужчин возрастает. Отсюда возникает множество семейных драм: девушка мечтает выйти замуж за серьезного бизнесмена и быть в его доме всевластной хозяйкой, а не получается, потому что это семья иная, «патриархальная» система как часть очень жесткого по конкуренции общества.

Современная ситуация неоднозначна. На первый взгляд, она дает женщине больше возможности экономически не зависеть от мужчины, получив образование и имея профессию, приобретая собственную значимость в обществе. Но! Как это ни странно, женщина сейчас, наоборот, более зависима, т.к. раньше ее защищало государство, именно оно брало на себя мужские функции защиты, а советская семья была матриархальной. Теперь государство предоставило большую свободу гражданам, в том числе свободу конкуренции и конфликтов, и, как обратная сторона, оно сняло с себя функции защиты, что возрождает мужские функции в обществе. Многим женщинам приходится самим брать на себя мужские роли в обществе, быть более агрессивными, хотя это и приводит к потере ими типичных женских функций в организации семьи. Женская роль и власть в доме снизились.

Поэтому  современная семья претерпевает столько трансформаций?

Изменения, которые происходят в институте брака, связаны не только с этим: идет нарастание значимости личности в жизни общества. Традиционное общество своими традициями поведения делало людей более одинаковыми: «Будь, как все!» — поэтому не было особых проблем согласования личностей в семье. В традиционной семье была важна не индивидуальность, а выполнение функций: женских, мужских. Мужчины в родовой семье выполняли мужские роли, женщины жили своими делами. Поэтому легче было вступать в брак, договариваться, правила взаимодействия между супругами были типично предопределены заранее. В выборе партнера не было индивидуальной избирательности и каких-либо требований к личности мужа или жены.

А сейчас психологическая совместимость партнеров, их индивидуальность играют в семье большую роль. Люди стали очень индивидуальными. И каждый стремится к тому, чтобы его понимали. Если раньше все определялось традициями, то сейчас партнерам труднее договориться. Современная семья строится через сложные формы согласования личностных особенностей, чего раньше не было. Люди разумно осторожны, не торопятся вступать в брак, так как сейчас больше рисков. Поэтому и формируются промежуточные формы брака – гостевой, гражданский…

Сейчас больше типов взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Культура и люди теперь многообразны, старые стандарты не работают. Сейчас уже не стоит вопрос ребром: «Брак или одиночество?» Новые формы семьи важны, порой они более адекватны, чем традиционные, но они увеличивают ответственность. Поэтому женщина больше стремится к стандартному традиционному браку, он дает ей ощущение большей защищенности, ведь женщина отвечает за стабилизацию семьи.

Большее количество разводов – естественный результат того, что люди усиливают требования к личности партнера. Раньше считалось: «Бог дал – терпи»; живешь с человеком, и все, возможности развестись нет. А теперь есть. Но это тонкая грань – когда «терпеть», а когда «уходить». Чтобы это прочувствовать, и дана человеку так называемая «мудрость души». Личная свобода ведь чревата личной ответственностью, приходится самому принимать решения, а не слепо следовать советам друзей и правилам родителей. Личная ответственность предполагает «мудрость души».

«Мудрость души» – нечто не интеллектуального толка, скорее, она связанна со сферой чувств. Это умение быть терпеливым, возрастание эмпатии. В традиционной семье не были столь важны сопереживание и понимание, супруги весь день проводили порознь, занимаясь работой – мужской и женской. А теперь сопереживание и понимание нужны. Контакт в современном браке глубже, это уже согласие двух личностей. «Мудрость души» требуется и от мужчин, и от женщин в равной степени.

Есть момент в браке, когда человек понимает – «дальше так жить не могу», и важно к этому прислушаться. Но хочется посоветовать нашим читателям и терпения. Порой важно позволить семье попереживать сложную ситуацию. Переживание и страдание делают нас мудрее, раскрывают ясность решения. Процесс переживания – не мгновенный, он длится, и какие-то ситуации надо переживать месяцам, годами, прежде чем что-то ломать. Надо прожить ситуацию, и принимать решение не в момент начала конфликта, не на ранних стадиях переживания, а когда переживание осуществилось и возникла ясность. Не надо бояться трудностей в семейной жизни. «Трудности» — не всегда плохо.

Что важно для благополучного брака?

Наверно, мы можем выделить два момента.

1. В самом начале, на этапе выбора партнера, надо серьезно относиться к своим чувствам. Не все партнеры действительно подходят друг другу, надо понимать свою совместимость — личностную, социальную, культурную, биологическую. Совместимость переживается прежде всего на уровне чувств, желаний, бессознательных влечений. Поэтому исходить при выборе партнера надо не из рациональной оценки, а ощущать степень привлекательности партнера для себя, ценить вызванные чувства, влечения… То, что называют «притяжением», потому что именно в нем есть глубинные важные гарантии, что этот партнер подходит в биологическом плане. Давайте не будем забывать, что отношения в браке строятся не только на социальном уровне, но и на биологическом.

2. На следующем этапе, когда выбор осуществлен и идет формирование отношений, важны эмпатийность, чувствительность к другому человеку. Умение понимать и чувствовать переживания другого человека как свои, жить его или ее переживаниями. Если этого тонкого принятия на себя проблем партнера нет – брак становится недолговечной игрой, приводит к психологической усталости. Со временем вся остальная «прелесть» жизни утомит: богатство, красота… Если нет эмпатийности, взаимного сопереживания, то рано или поздно возникнут усталость, напряжение, конфликты.

Если и есть какой-то «рецепт семейного счастья», то он таков…

Материал подготовила Ирина Соловьева – его вечная аспирантка 🙂

 Журнал «Наша психология» www.psyh.ru

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s