ТРИ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЯ: почему мы должны выбирать?..

В нашей культуре бытует один совершенно потрясающий миф – потрясающий как своей необоснованностью, так и лавинообразными последствиями. Это миф, расщепляющий личность. Позволяющий человеку быть либо умным, либо красивым, либо сердечным. Именно «либо» взамен гармоничного «и»…

1

Классическая модель личности – трехсоставная: тело, разум, душа. С ними мы рождаемся и идем по жизни. Эта модель зародилась еще в Античности. Вот только, заимствовав ее, мы упустили самое главное – равенство этих частей. Греки поощряли гармоничное развитие тела, разума и души.

Аполлон Бельведерский - скульптура Леохара (Греция, IV до н.э.)

Аполлон Бельведерский — скульптура Леохара (Греция, IV до н.э.)

А вот в средневековой Европе уже началось расщепление. Возвысилась душа, тело вообще было объявлено «вместилищем грехов и скверны», а разум не поощрялся: зачем думать, если тебе все объяснит священник? Еще чего, в голову придут богохульные мысли!

"Изгнание из рая", фреска Мазаччо (15 в., Флоренция)

«Изгнание из рая», фреска Мазаччо (15 в., Флоренция)

Но в XVIIв. началась Эпоха просвещения. Рене Декарт объявил: «Я мыслю, следовательно, я существую». И разум начал главенствовать над душой.

Эпоха Просвещения поставила Разум превыше всего

Эпоха Просвещения поставила Разум превыше всего

До сих пор тело, разум и душа продолжают спорить, «кто в доме хозяин». И каждый из нас сам дает ответ на этот вопрос. Но любой ответ ошибочен: ведь на самом деле главенства быть не может. Вы можете себе представить ссору правой почки с левой? конкуренцию правого и левого легкого? битву правой и левой руки?.. Все части одинаково важны. Любой спор о главенстве какой-либо из частей подразумевает под собой оппозицию этих частей, расщепление, утрату целостности.

Наша культура порождает это расщепление, но скрыто, а не явно. Мы говорим много красивых слов о гармоничном развитии человека, но словно сами в это не верим. На деле общество заявляет:

— Ты можешь быть или умным, или красивым, или хорошим человеком. Если какое-то из этих качеств есть – остальных быть не может. Хватит с тебя!

Именно это послание несут многочисленные штампы: литературные, а в большей степени — киношные. Вот типичные киногерои:

  • Красивая глупая стерва («телка») и тупой качок с неустойчивыми принципами.  Это враги Главного Героя/Героини, но не главные, а второстепенные. Обычно – приспешники Главного Злодея. В конце фильма посрамлены – наказаны, но не сильно, а так, для отстрастки… Они скорее смешны, чем страшны. Тело – плюс; разум и душа – минус.

2

  • Гениальный злодей (злодейка): главный отрицательный персонаж, с которым сражается Герой. Не было бы его – не было бы и сюжета. Поэтому борьба с ним занимает весь фильм, в итоге он повержен к ногам Героя, что делает последнему несомненную честь. Злодей умен своим злодейским умом. Не привлекателен (чтобы не составить слишком сильную конкуренцию главному герою). Черен душой. Одним словом, всяческие разновидности профессора Мориарти… В легких комедиях встречается другой вариант того же расщепления: заучка в очках, исступленно грызет гранит науки, игнорирует спортзал и пренебрегает элементарными правилами гигиены, друзей нет и не предвидится. В любом случае здесь разум – плюс; тело и душа – минус.

2

  • Некрасивое и не слишком умное, но добродетельное создание. Вне зависимости от пола, это – Золушка. Положительный персонаж назидательного толка. Призван служить образцом высокоморального поведения. В конце получает за свою добродетельность некий бонус. Чаще все же второстепенный персонаж, если по недосмотру создателей оказывается главным героем, зрители от его добродетельности начинают скучать, и весь назидательный эффект пропадает. Душа – плюс; тело и разум – минус…

2

А вот главный герой, если и сочетает в себе совершенство всех частей (тело, разум, душа – все плюс), то выглядит при этом нереалистично. Образ искусственный, с реальностью ничего общего не имеющий: Джеймс Бонд и иже с ним. Поэтому главному герою все же полагается иметь недостатки. Вот доктор Хаус, к примеру, откровенно бессердечен, да и хром, зато гениальный врач. Миллионы зрителей в него верят и любят…

Каждая семья, будучи «ячейкой общества», обладает этим же расщеплением, и делает свой выбор в пользу одного из компонентов. И бессознательно начинает навязывать ребенку свой сценарий. Всего таких сценариев, соответственно, три. Выбрав один, отказываешься от двух остальных. Выбирай, кем ты хочешь быть: Умником, Красавцем или Благородным Рыцарем. Конечно, напрямую ребенку этого никто не говорит. Он слышит совсем другие слова, но делает из них правильные выводы:

— Внешность – не главное.

— Ты должен вырасти интеллигентным образованным человеком!

— Ну посмотри на себя, что за неряха! Ты должен быть красивым и аккуратным, все на тебя смотрят…

— Мы любим тебя за твое доброе сердечко…

— и т.д.

Родители бессознательно навязывают ребенку собственные ценности. Поощряют или ум, или доброту, или привлекательность, как бы предлагая 3 судьбы на выбор. Но вместо «или» должно быть «и». Что мешает ребенку уходить и на карате, и в шахматную секцию? Быть успешным и на уроках математики, и на физкультуре? Иметь таланты и в музыке, и в рисовании, и в танцах? В итоге разум, тело, душа спорят и не могут найти общий язык. Ребенок вырастает и идет по жизни с внутренним конфликтом. Не чувствует себя целостным – и не умеет принимать целостные решения. А это может приводить к фатальным ошибкам. Чаще всего – выбор профессии и супруга «от головы», когда чувства, интуиция, желания игнорируются. А годы спустя – сожаления: «Почему я не слушал внутренний голос?» А бывает, и наоборот – слепое следование чувствам: «Как я могла выйти замуж за алкоголика? Где была моя голова?»

В идеале разум, чувства и тело должны находиться в отношениях сотрудничества, основанного на уважении и равноправии. А в каких отношениях они находятся у вас? Мы предлагаем психологическое упражнение, которое поможет это понять.

  • Удобно утройся и прикрой глаза. Почувствуй область в низу живота. Представь ее как некий образ (образы могут быть совершенно любыми, даже неожиданными и нереалистичными). Запомни его.
  • Теперь сосредоточься на сердечной области. Какой это образ? Запомни его.
  • И, наконец, почувствуй середину лба. Какой образ живет там?
  • Теперь представь одновременно все три образа. Возникает ли картинка, в которой они могут присутствовать единовременно? Знакомы ли друг с другом? Как они между собой взаимодействуют? Постарайся силой активного воображения сделать это взаимодействие оптимальным.

Это упражнение позволяет диагносцировать – как между собой соотносятся тело, разум, душа. Говоря психологическим языком, телесная, ментальная и эмоциональная сфера. А также возможна гармонизация этого взаимодействия.

Пример: Алена, 30л. Нижний центр представился как большая белая жемчужина, сердечный – красная кувшинка на воде, верхний центр – птица. Общая картина сперва выглядела так: жемчужина прячется в цветке, а птица пытается ее клевать. Это говорит о том, что сердечность и телесность достаточно интегрированы, при этом доминирует сердечность – Алена ставит чувства на первое место. А вот разум с телом явно не в ладу и пытается его атаковать. Потому свои телесные потребности Алена игнорирует, прячет (а сюда же относится и сексуальность). Когда Алене предложили найти более гармоничное взаимодействие, картина поменялась: жемчужина превратилась в яйцо, которое покоится в цветке, как в гнезде, а птица его охраняет. Таким образом, внутренняя оппозиция превратилась во взаимообмен и сотрудничество.

Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по арттерапии, телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП. Журнал «Наша психология».

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s