СЕКСУАЛЬНОСТЬ – УДОВОЛЬСТВИЕ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ?

Прошлым летом я путешествовала по Грузии. И заметила интересный парадокс. Казалось бы – современное европеизированное общество, позиционирующее равенство полов… Рыцарское поведение мужчин, готовность придти на помощь женщине… Но – стоит ли за этим истинное уважение к женщине? И что в патриархальном обществе значит «уважение к женщине»? В древнем городище Греми мне бросилась на глаза мемориальная доска, посвященная царице Кетеван Мученице, которая когда-то там жила. Греми захватили персы, заставляли Кетеван принять ислам, но она умерла под пытками, не отрекшись от своей веры. Теперь ей посвящена надпись: «Кетеван Мученица – единственная женщина, равная мужчинам. Где вторую такую найти?» И о каком тогда равенстве полов может идти речь, если это «единственная женщина, равная мужчинам»?..

Грузия – не единственный пример. То же самое происходит и в других патриархальных обществах. В них может быть уважение к женщине, вот только проявляется оно своеобразно – однобоко. Это уважение к женщине как к матери, раскрытие лишь одной из ипостасей женщины.

У Аристотеля есть модель «идеальной женщины» Он представлял ее как равносторонний треугольник, в котором есть стороны Мать, Гетера, Жрица.  В переводе на наш современный язык: Мать, Партнерша, Профессионал. Согласно Аристотелю, женщина должна одинаково реализовываться во всех трех ролях. Если одна из этих ролей начинает преобладать, то теряются другие: ведь сумма углов треугольника постоянна.

В патриархальном обществе именно этот перекос и происходит. На первое место выходит роль женщины как Матери, а остальные две роли страдают. Так называемая роль «Гетеры» (то есть партнерши мужчины) снижается. Возникают выраженные табу на женскую сексуальность, женские энергии подавлены и скрыты. «Приличная женщина» в патриархальном обществе должна строго одеваться, практически не использовать косметику, во многих странах для женщины недопустимо даже улыбнуться на улице или поднять глаза, это будет воспринято как заигрывание… А вот мужская измена считается чуть ли не нормой – если муж благородно скрывает ее от жены. Любвеобильность восточных мужчин, их попытки завязать роман с любой туристкой вне зависимости от ее возраста, внешности, матримониального статуса хорошо известны. Но восточная женщина, естественно, право на измену не имеет…

Эта асимметрия показана в трогательном и страшном фильме «Побивание камнями Сарайи». Что самое ужасное — фильм основан на реальных событиях. Действие происходит в наши дни в одной из мусульманских стран. Журналист случайно становится свидетелем трагедии – преступления, которое все пытаются скрыть. Сарайя – еще молодая и красивая, но уже надоевшая жена. Муж ей изменяет, он хочет получить развод, чтобы взять новую жену – девочку-подростка. О его изменах знает вся деревня, но люди молчат, а Сарайя покорно терпит. Он сам обвиняет жену в измене, сфабриковав нелепые доказательства. По традиционному закону, ее предают казни: забивают камнями, и даже ее маленькие сыновья в этом участвуют, чтобы смыть с себя преступление «матери-шлюхи», доказать лояльность мужскому сообществу. А потом перед европейским журналистом деревенские старожилы пытаются сделать вид, что этого преступления не было…

Роль «Жрицы» (то есть реализации женщины в профессиональном поле) в патриархальном обществе тоже нивелирована. Женщина должна заниматься домом. И если в наш век традиционное общество хочет выглядеть современным и европеизированным и допускает, чтобы женщина вышла на работу, это все же может быть воспринято как позор для семьи. Де мол, мужчины не могут ее содержать…

Роль «Матери» — единственная роль женщины, которая поощряется в патриархальном обществе. Этим летом в Грузии мне рассказали анекдот:

 У русского есть жена и любовница – он любит любовницу. У американца есть жена и любовница – он любит жену. У француза есть жена и любовница – он любит обеих. У грузина есть жена и любовница – он любит маму.

Увы, это замкнутый круг. С детства в патриархальном обществе растится будущая мать, девочка получает много посланий на тему: «Ты же будущая мама!» Что само по себе неплохо, если бы из нее не растили только мать. Одновременно с этим сексуальность девочки сдерживается: «Веди себя прилично», «Не улыбайся», «Не виляй попой» и т.д. В патриархальном обществе – строгие табу на сексуальность, на связь до брака. Вырастая, теперь уже девушка, а не девочка вступает в брак. И хотя в браке у нее появляются сексуальные отношения, ее сексуальность остается зажатой. «Секс» и «сексуальность» — понятия не тождественные… А ведь сексуальные отношения – одна из основ брака. Чем отличается любовь от дружбы, если не сексуальностью? В результате в супружеских отношениях возникает дисбаланс: женщина покорно исполняет «супружеский долг», но и мужчину холодность партнерши не устраивает, он начинает искать удовольствие на стороне.

Именно в викторианскую Эпоху с ее сексуальными табу в Англии открывалось огромное количество борделей! Да и Грузия, увы, славится неверностью мужей, постоянным поиском сексуальных связей на стороне. В Грузии существует двойной стандарт относительно мужской верности. Официально измена, конечно, порицается, но негласно существует разрешение на нее и даже — поощрение. Многочисленность внебрачных связей «доказывает» состоятельность мужчины… Считается, что задача мужа при этом — честно скрывать свою измену от жены, дабы уберечь ее от переживаний. А любящая жена, даже догадываясь о неверности, должна закрывать на все глаза, оправдывая мужа: «Ведь это — мужчина!»  Как будто это объяснение что-то объясняет…

Муж, неудовлетворенный сексуальной стороной отношений, ищет утешение во внебрачных связях. У мужчины происходит внутреннее расщепление между любовью и сексуальностью, формируется так называемый «комплекс Мадонны и проститутки». Он привязан к жене сердечно, вот только его либидо направлено на других женщин. Жену он уважает, а любовницу хочет. Он не может хотеть и уважать одну и ту же женщину…

В таком обществе есть система ригидных установок – какой «приличная женщина» должна быть. И если она хоть в чем-то нарушила правила, то сразу же из «Мадонны» стала «проституткой». Поэтому европейская туристка в восточной стране не вписывается в эту ригидную систему и становится в глазах местного населения «проституткой» просто потому, что носит шорты, красит ногти красным лаком и пользуется косметикой…

А вот нереализованность женщины в супружеских отношениях заставляет ее искать связи не на стороне (женская измена в патриархальном обществе запрещена), а устанавливать тесную связь с детьми, особенно — с сыном. Происходит то самое психоаналитическое замещение: несчастливая в браке супруга бессознательно превращает сына в своего мужа. В патриархальном обществе всегда сын на первом месте, а дочь играет второстепенную роль. И то, что в современном европейском обществе считалось бы «Эдиповым комплексом», здесь – норма… Неосознанно женщина направляет свою нереализовнаную сексуальность на сына. Чем несчастнее она как жена – тем теснее связь с ребенком, это прямопропорциональная зависимость… Заметим, теорию об Эдиповом комплексе создал З.Фрейд как дитя патриархального общества с сексуальными табу (он родился в 1856г).

Чем культура патриархальнее, тем сильнее в ней выражены запреты на сексуальность. Потому что сексуальность превращается в единственное средство манипуляции, женской власти над мужчиной! Это предопределено биологическими программами: животный инстинкт, доставшийся нам от предков. У животных, у которых самец и самка равны и одинаково свободны (например, у ирбисов – снежных барсов) брачные ритуалы сведены к минимуму. Именно это мы и видим в демократических странах, в которых действительно есть равенство полов. Понравились друг другу – отлично, можно быть вместе, и это не накладывает ни на кого кабальные обязательства. Не понравились – каждый пошел своей дорогой. Возможен секс на первом свидании – и это не воспринимается как распущенность или что-то негативное.

А вот если самки подавлены самцами и бесправны (как у многих видов приматов), возникает сложная система брачных ритуалов. Появляется система «поощрительного спаривания»: самец, чтобы получить доступ к телу самки, должен что-то для нее сделать, заслужить это право. У животных ведь самки готовы к спариванию не круглогодично и круглосуточно, как человеческие женщины. Есть репродуктивные периоды, когда самка может забеременеть. И вот представьте себе: живет себе самка, живет, донельзя подавленная самцами. Но тут начинается репродуктивный период, и самец хочет получить доступ к ее телу. Конечно, она отыгрывается за весь год!

Так и женская сексуальность в патриархальных культурах скрыта: она используется как единственный способ получить власть над мужчиной. Манипулировать им. «Сперва кольцо на пальце, потом все остальное!» Отсюда табу на сексуальную связь до брака: женщина не подпустит к себе мужчину, пока он официально не взял на себя обязательства перед ней. В патриархальной культуре сексуальность из удовольствия превращается в средство манипуляции! Ведь это единственный способ со стороны женщины получить власть над мужчиной…

Вот только женщина тоже лишается удовольствия. Не слишком ли получается дорогой цена?..

для журнала «Наша психология» http://www.psyh.ru

Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по ТОП, биосинтезу, бодинамике, арттерапии, член АТОП.

Готовится к изданию «Путеводитель по Грузии», издательство «ДЖЕМ путеводитель серии активного путешественника Шаг за шагом. Грузия.».

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «СЕКСУАЛЬНОСТЬ – УДОВОЛЬСТВИЕ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ?»

  1. Валюшка:

    Вот-вот, когда сами очень хотим секса, выпендриваемся, динамим мужчин месяцами, годами, шантажируем постоянно, торгуемся («пока не принесёшь мне подарок и не сделаешь мне предложение жениться — никакого секса!»), а потом удивляемся, почему они нам изменяют физически, а за нами всё также продолжают красиво ухаживать. И какой нормальный мужчина, пусть даже сто раз с самыми серьёзными намерениями, будет ждать секса до свадьбы? Хотя некоторые особо консервативные кричат, что секс до свадьбы — это плохо, грязно и скотоподобно, а ведь тоже не ждут и тихонечко занимаются этим на стороне.
    Есть на эту тему такой хороший анекдот. Разговаривают парень и девушка:
    — Милый, я не собираюсь заниматься сексом до свадьбы!
    — А я не собираюсь устраивать свадьбу ради секса!
    Старая средневековая патриархальная культура выращивала из женщин динамисток и иногда неверных супругов. Разумеется, я вовсе не призываю всех женщин стать доступными и разбрасываться на кого попало, вовсе нет. В крайности плохо бросаться. Уверенная в себе, незакомплексованная женщина отдастся мужчине тогда, когда поймёт, что и она, и он готовы к сексу нравственно и физически и хотя бы немного духовно и интеллектуально сблизились. И не будет считать, на каком свидании это произойдёт (ну, на первых двух встречах точно еще не нужно отдаваться, так как мало еще знаешь человека, если, конечно, не ищешь кратковременные связи). С неопытной девственницей да, придётся уговаривать, ждать, когда она сама созреет. В таком случае она не динамо, а может быть действительно не готова к близости. Жаль, что не все мужчины могут взять на себя ответственность и терпение по отношению к девственнице, а такие уж точно не будут манипулировать и торговаться.

  2. Валюсик Солнышко:

    Вот-вот, когда мы очень хотим секса, нравственно и физически готовы к нему, то сами же динамим мужчин месяцами, годами, выпендриваемся, шантажируем и торгуемся («пока не принесёшь мне подарок и не сделаешь предложение пожениться — никакого секса!»), а потом удивляемся, «почему мой любимый изменяет на стороне?». А всё потому, что с детства нам долбят: «не вертись так перед мальчиками — проституткой станешь», «не показывай парню, что он тебе нравится, будь скромна и незаметна», «не красься и не одевайся в яркие наряды — это только для девушек лёгкого поведения», «мужчинам от нас нужно только одно».
    Другой вопрос, если секса не хочется, а хочется пока просто пообщаться с мужчиной, всегда можно сказать «я сейчас не готова, не хочу». Жаль, что не все мужчины, которые строят отношения с девушкой-девственницей, могут подождать, когда она сама созреет для этого.
    Какой нормальный мужчина будет ждать секса до свадьбы, пусть он хоть 100 раз имеет самые серьёзные намерения? Есть на эту тему хороший анекдот. Разговаривают парень с девушкой:
    — Милый, я не собираюсь заниматься сексом до свадьбы!
    — А я не собираюсь устраивать свадьбу ради секса!
    Я не призываю всех женщин и девушек становиться доступными, отнюдь нет. Уверенная в себе, незакомплексованная женщина не будет слишком доступной, но и не будет разыгрывать из себя ледяную недотрогу.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s