БЕЛЫЙ ОЛЕАНДР

США, 2002 г .

Режиссер: Питер Косминский.

В ролях: Элисон Ломан,Мишель Пфайффер, Рене Зеллвегер.2

1  Слоган этого фильма – «Где кончается мать и где начинается дочь?» уже дает подсказку. Это фильм о сепарации ребенка от мамы, то есть об отделении и взрослении.

Сюжет таков: богемная красавица (великолепная Мишель Пфайпфер, которой даже не нужно изображать из себя «красавицу») отравляет своего возлюбленного. Ее сажают в тюрьму, и дочь-подросток начинает свои скитания: приемные семьи и приют, плохие компании… Попытки найти себя и необходимость защищаться, порой с оружием в руках — мир за пределами родительского дома оказывается не таким уж доброжелательным. И интрига: от показаний, которые даст дочь как свидетель, зависит приговор. Что же она скажет о своей матери?..

Дочь и любит, и ненавидит свою мать. Это – один из этапов сепарации (отделения от родителей):

  • Сперва маленький ребенок слепо предан своим родителям, психологически слит с ними. Если он застрянет на этапе идеализации, то так и не сможет от них отделиться. Разве можно уйти от Объекта, если он великолепен?
  • Поэтому в подростничестве начинается обесценивание родителей. Ребенок ищет  в них недостатки, делает их «плохими», при этом продолжая нуждаться в их любви и заботе. Ненависть облегчает сепарацию, от плохого Объекта уже можно уйти.
  • Повзрослевший ребенок психологически отделяется от родителей, любовь восстанавливается, только теперь она – другого качества. Теперь взрослый ребенок общается с родителем наравных, а в старости и вовсе берет на себя заботу о нем…
3

Героиня восхищена мамой – и бунтует против нее.

Героиня явно находится на втором этапе. Она восхищена мамой – и бунтует против нее. С одной стороны, она следует советам матери. В самые трудные минуты она вспоминает ее слова, напоминающие о скандинавских корнях семьи:

— Помни, мы – викинги, мы не плачем!

С другой – делает все вопреки маме: вульгарно одевается, красится… Но внешние перемены не всегда влекут за собой перемены внутренние. И мать закономерно возражает:

— Ты моя дочь, и пока я тебя не отпущу, ты не сможешь уйти!

— Ну так отпусти же меня, мама! – просит дочь.

И мать ее отпускает. Отказываясь от шанса на свободу, она не вызывает в суд дочь. Но решило ли это проблему в их отношениях? Ушла ли дочь после того, как мать ее отпустила?..

Цветок белого олеандра прекрасен и ядовит – как и образ матери в глазах героини. Трансформировался ли этот образ? Решила ли девочка свои проблемы с мамой? Пусть каждый из зрителей решает сам…

1

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Кино и театр с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s