3 СПОСОБА БЫТЬ НЕСЧАСТЛИВЫМ В ЛЮБВИ

«Все семьи несчастливы по-разному», — писал великий классик. И все-таки закономерность есть. Существуют негативные любовные сценарии, по которым развиваются отношения, вызывая страдания, причиняя боль. Такой сценарий формируется в детстве, и проносится с нами во взрослость, как мина замедленного действия. И «взрывается», когда мы влюбляемся. После этого развитие отношений словно движется по рельсам – заведомо предопределенной дороги, с которой не свернуть, приводя к заведомо ожидаемому результату. Сценарий на то и сценарий, что все заранее прописано и предопределено.

Какую роль ты бессознательно играешь – такой сценарий и будет разыгрываться. Мы предлагаем вам ознакомиться с 3 основными негативными любовными сценариями, по которым развиваются отношения. В его основе лежит так называемый «драматический треугольник Карпмана»: 3 роли, жертва-преследователь-спасатель. Возможно, какая-то из них покажется вам знакомой… Для этого мы предлагаем вам вспомнить драму норвежского драматурга Ибсена «Пер Гюнт»: в ней присутствуют все 3 роли, все 3 сценария. Возможно, эта драма также знакома вам по одноименному циклу пьес норвежского же композитора Эдварда Грига.

1

 

Пер Гюнт – первый парень на деревне, красавец и удалец. Он живет в свое удовольствие, не задумывается о последствиях поступков. Нет, он не злодей, а обыкновенный эгоист, что порой бывает хуже… Однажды он попадает на деревенскую свадьбу и «кладет глаз» на невесту – Ингрид.

Сценарий Ингрид, или роль Жертвы. Пер Гюнт соблазняет Ингрид: влюбляет в себя и увозит прямо со свадьбы. Им движет желание самоутвердиться, своеволие. Проведя с ней ночь, Пер бросает ее. И девушка, и он сам прекрасно понимают, что она теперь опозорена, и никто не возьмет ее в жены. Всю жизнь ей придется провести одной – и пережить отвержение и осуждение со стороны консервативных односельчан. Что ей остается? Только жаловаться и страдать.

Сценарий №1: Жертва

Сценарий №1: Жертва

Любовный сценарий Жертвы формируется в результате несправедливого обращения с ребенком. С раннего детства он усваивает мысль, что жизнь несправедлива. Бессознательно он ждет предательства от близких людей, а ведь «Кто ищет, тот всегда найдет»… Жертва ставит себя в обстоятельства, в которых окажется преданной. Или изначально выбирает для общения так называемые «плохие объекты» (предателей) – или провоцирует окружающих на плохое обращение с собой. Вот представьте себе пассажира, который едет в метро с расстегнутой сумочкой, торчащим толстым кошельком, да еще и рассеянно смотрит по сторонам… Обязательно найдется тот, кто этим воспользуется! Как ни странно, но Жертва опасна для окружающих – она пробуждает в них все плохое. Она словно кричит:

— Ну давай, плохо поступи со мной!

От любимого человека Жертва изначально ждет подвоха. Например, заранее ревнует, устраивает сцены, залезает в почту и телефон — и своей ревностью подталкивает к измене. Что самое интересное, в действительности Жертва проецирует на окружающих собственную подавленную агрессию – поэтому видит в них опасность, даже если ее нет.

Жертва всегда несчастна в любви: ее бросают, плохо с ней обращаются, не ценят… Ее сердце разбивается раз за разом. Зачастую она оказывается в созависимых отношениях, разрушительных для нее: партнер плохо обращается, но уйти не хватает духа. Жертвенность заставляет с головой бросаться в отношения, отдавать слишком много, даже в ущерб себе.

Что делать? Направить свою любовь в первую очередь на себя. Ценить себя, беречь. Думать в первую очередь о себе, ставить на первое место себя, а не партнера. Тем самым – выйти из эмоциональной зависимости.

 

После этой истории Пер вынужден бежать из родных краев. Он путешествует, переживает невероятные приключения и… незаметно для себя стареет. Однажды он попадает к бедуинам и влюбляется в прекрасную дочь вождя – Анитру.

Сценарий Анитры, или роль Соблазнителя. Девушка дразнит его. Сперва соблазняет, а потом со смехом отталкивает от себя:

— Пер, посмотри на себя, ты уже старик, кому ты нужен!

Сценарий №2: Соблазнительница.

Сценарий №2: Соблазнительница.

Некогда сердце Соблазнителя оказалось разбитым, его постигло разочарование – и теперь он сам разбивает сердца. В возрасте 3-4 лет мы все проходим через так называемую стадию идеализации, а в 5-6 лет – стадию обесценивания. Сперва ребенок восхищается родителями, буквально боготворит их, а потом разочаровывается. Как в анекдоте про Вовочку, который застал родителей за занятиями любовью:

— И эти люди запрещают мне таскать конфеты из шкафа!..

Соблазнитель психологически застрял на стадии обесценивания. Его сердце закрыто. Он цинично относится ко всему, отвергает чувства, иронично отзывается о любви: «розовые сопли», «клубничный сироп»… Его поведение откровенно сексуализировано и весьма активно. Бессознательно он заставляет переживать своих партнеров то, что некогда пережил он, причиняет им боль. Вызвать сильные чувства и бросить – вот в какую игру он играет. Он часто меняет партнеров, но это поверхностные отношения, формальные, без глубокого контакта.

Что делать? Прислушиваться к своим чувствам, уважать их в себе и в других людях. Ведь Агрессор жесток с другими потому, что жесток и с собой. Его задача – установить контакт с собственным сердцем, открыть его. Ведь отношения без сердечности никогда не принесут настоящего удовлетворения.

 

Пер снова отправляется странствовать и встречает Пуговичника – это персонаж норвежского фольклора. Пуговичник переплавляет на пуговицы души тех, кто недостаточно хорош для рая – и недостаточно плох для ада. И это самое страшное: в ковше Пуговичника душа исчезает навеки. Пуговичник намекает Перу, что тот – его клиент. Он не сделал в своей жизни ничего серьезного: ни хорошее, ни плохое. Он прожил свою жизнь «никак», а потому пойдет на переплавку. Пер пугается. Он понимает, что рай ему точно не светит, поэтому хочет попасть хотя бы в ад. И вспоминает о Сольвейг.

Сценарий Сольвейг, или роль Спасателя. Сольвейг – еще одна соблазненная Пером девушка. Когда-то он ушел из ее дома и сказал, что на следующий день вернется. Долгие годы она ждала, смотрела вдаль на дорогу, пела – и ослепла. И теперь Пер просит ее подтвердить, что он – негодяй, «достойный» ада. Но Сольвейг говорит:

— Пер, ты превратил мою жизнь в песню, спасибо!

И… он попадает в рай!

Спасательница

С детства Спасатель заботится о других – ведь именно так он вызывал родительскую любовь. В его семье не было безусловной любви: «поглаживания» он получал за добрые дела. Ему приходилось заслуживать любовь. Он до сих пор зависит от внешних оценок. Даже когда его никто не видит, рядом с ним словно остается «незримая аудитория». Поэтому ему все время приходится быть «хорошим». Так и в любовных отношениях: он заботится о партнере, вот только зачастую – чрезмерно. Забота полезна и приятна в умеренных количествах. Чрезмерная забота начинает ограничивать, душить, инфантилизирует. Спасатель мешает росту. Рядом с ним трудно реализовываться, жить полноценной жизнью. Поэтому в партнеры Спасатель нередко выбирает «паразитов», которые начинают его использовать. И даже изначально гармоничного партнера Спасатель провоцирует на паразитизм!

Что делать? Поверить в свою «хорошесть», перестать поднимать свою самооценку постоянными подвигами. Направить свою заботу в первую очередь на себя – тогда и в отношениях с партнером баланс будет найден.

журнал «Наша психология»

Ирина Соловьева – практический психолог, арттерапевт, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП.

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s