Роли в алкогольных семьях: козел отпущения

Козел отпущения - самый опасный жизненный сценарий

Козел отпущения — самый опасный жизненный сценарий


О роли, которая называется «козел отпущения», нам рассказывает Валентина Москаленко – доктор медицинских наук, профессор, специалист по работе с семьями, в которых кто-либо страдает зависимостями.
Валентина Дмитриевна Москаленко

Валентина Дмитриевна Москаленко

 

Роли, которые нас выбирают.  В семьях, в которых живут Герои и «козлы отпущения», возможно, поселилась одна и та же беда – например, алкоголизм одного или обоих родителей. Также это может быть любая другая зависимость, на первый взгляд более «невинная» (интернет) или даже социально одобряемая – трудоголизм. Возможно, это неполная семья, где родители не смогли разойтись «по-хорошему» и так и не преодолели конфликт.

Мальчики с такими, казалось бы, разными ролями – Героя и «козла отпущения» – могут быть братьями. Иногда один и тот же ребенок сочетает в себе в одно время или в разные периоды жизни черты и Героя, и «козла отпущения». В одних ситуациях, например в школе, он – сверхответственный, а когда-нибудь дома может предстать бунтарем.

 

Что и кто.
2
Глубинное, не осознаваемое ни самим ребенком, ни семьей предназначение этой роли – сдвигать фокус внимания на себя с действительного носителя проблемы. Скажем, папа пьет, а мама заблуждается и думает: «Вот если бы сын так безобразно не вел себя, то и папа бы не пил, и дома было бы спокойно». Чаще всего дети «куролесят» тогда, когда родители не могут решить проблемы между собой. Тогда такое «неправильное» поведение ребенка как будто объединяет папу и маму, между которыми давно нет единства и понимания, и они вместе соединяются против него. Если до этого они были либо в длительной ссоре, либо в разводе, то тут общая проблема, общее горе их объединили. Не это ли было мечтой их ребенка – видеть сближение родителей?

В семьях, где между родителями нет согласия, конфликтные взаимоотношения поглощают всю энергию супругов. На ребенка у родителей не остается ни сил, ни времени. Но они не хотят видеть истинные причины проблем в семье – проще все свалить на ребенка. Например, если супруг пьет, то вся семья в целом может играть в игру: «Давайте притворимся, что алкоголизм не есть проблема нашей семьи. Мы страдаем, но не от этого. Все беды нашей семьи от плохого сына или дочери». И ребенок начинает бессознательно эту игру поддерживать, действительно становится «плохим». Тем самым он улучшает отношения между родителями.

Увы, об этом механизме можно сказать – с больной головы на здоровую. В действительности дети никогда не бывают причиной пьянства родителей и прочих их проблем. Скрытый смысл, даже назначение этой роли выживания «козел отпущения» – отвлекать на себя внимание от носителя главной проблемы. Например, от алкогольной зависимости отца, сместив фокус таким образом, чтобы главная беда как бы ушла в тень. Тогда отец продолжает пить, как и раньше, мать продолжает страдать, а ребенок – испытывать голод по любви и ласке родителей. У ребенка дефицит любви, но родители не воспринимают его сигнал. Своим поведением ребенок почти всегда заявляет о своих потребностях – а в психологически нездоровой семье родители не слышат этого и не видят, они слишком заняты своими взаимными обидами.

Поведение.
3
Если Герой семьи привлекает к себе внимание своим позитивным образом, добрыми делами, то «козел отпущения» – его антипод. Ведет он себя прямо противоположным образом, иначе: пытается привлечь внимание не добрыми, а плохими поступками. Его девиз: «Я вам покажу!». В семье на него валятся все шишки, он – якобы причина всех несчастий семьи.

Нападки на «козла отпущения» приводят к тому, что иногда он может изменить свое поведение, достичь какого-то совершенства. Но чаще ребенок – «козел отпущения» – злится на родителей, поэтому действует по принципу «наоборот». То есть если они требуют одного, он делает другое, нарушая общепринятые нормы поведения. Тем самым он дает выход своему гневу.

И что бы ни делал этот ребенок, ему не удается избежать обвинений. Родители уже не ждут от ребенка ничего хорошего.

Портрет. В психологическом портрете любого «козла отпущения» два слоя. Внешний слой – видимый. Ребенок слишком активен, ведет себя вызывающе. Плохо учится, очень зависит от мнения сверстников, только они для него авторитет. Бунтует против попыток дисциплинировать его, употребляет спиртные напитки, курит, совершает правонарушения. У девочек наряду с перечисленным возможна ранняя незапланированная беременность, случаются и попытки самоубийства.

Внутренний слой психологии такого ребенка – его чувства, о которых редко знают родители. Он живет с непроходящей душевной болью, испытывая ярость, страх, уязвленность, обиду на то, что отвергнут, нелюбим самыми значимыми для него людьми – мамой и папой. Дело доходит до безнадежности и отчаяния.

Ребенок привлекает к себе внимание негативным образом, он усугубляет ситуацию в семье. Родители его «пилят», жестоко дразнят, кричат на него, обзывают обидными кличками и в целом сильно подрывают его самоуважение. Выжить без внимания родителей ему невозможно. Так что отрицательное внимание все же лучше, чем никакого внимания. С этими окриками и синяками он может выжить.

В этих условиях для ребенка мнение сверстников-подростков становится исключительно важным. Такие дети почему-то обычно тянутся к себе подобным, «отъявленным хулиганам» с таким же низким самоуважением.

 

Как помочь.
4
К сожалению, тысячи таких детей не получают помощи. Задача же состоит в том, чтобы ребенок занял свое законное место в семейной системе, чтобы родители признали его дорогим и близким человеком.

Поведение «козла отпущения» надо расценивать как крик о помощи. Своим вызывающим и неприемлемым поведением ребенок как бы говорит взрослому: «Позаботься обо мне!», «Я не могу с этим справиться!». Это хорошо бы знать всем, кто имеет дело с такими детьми: родителям, учителям, милиционерам, священникам, социальным работникам, тетям и дядям, даже соседям. Не спешите «списывать» чадо со счетов (а именно это часто и случается, раз его поведение вызывает у окружающих страх и гнев).

Честно признайтесь, что нам трудно симпатизировать такому ребенку. Скажем, воспитатели не обязаны любить всех детей одинаково. Но наставники обязаны понимать детей и помогать им. Если у вас такой ребенок ничего, кроме возмущения не вызывает, попробуйте все же изменить свое негативное отношение к нему. Перемены в вас будут лучшим поводом для ребенка вести себя по-другому. Бунтующий ребенок есть продукт своей среды! Либо с ним жестоко обращались, либо родители не делали того, что должны – не показывали ребенку, что они его любят…

Поступки «козла отпущения» злят воспитателей и родителей. Необходимо дать знать ему об этом. Скажите, что вы недовольны какими-то определенными его действиями, а не им самим, чтобы он понял, как можно выказывать свои истинные чувства, которые он привык отрицать или прятать.

Тогда ребенок может начать обсуждать свои чувства, а не переносить их на кого-то в разрушительной, форме.

Избегайте явных строгостей и наказаний, обращайтесь к его переживаниям, скрытым за фасадом вызывающего поведения. Будьте уверены: «козел отпущения» знает границы дозволенного. Четко, ясно и спокойно произнесите вслух правила и традиции поведения в данном месте – будь то семья или школа. Разумные, ожидаемые и предсказуемые, но тем не менее гибкие правила очень помогают детям контролировать себя.

При этом дети должны знать, что и почему надо делать, а не только то, чего делать не надо. Например, бежит ребенок по коридору в школе со скоростью, которая учителю представляется неразумной. Вы говорите: «Пожалуйста, иди спокойно по коридору. Ты можешь упасть и ушибиться». Ребенку понятно, «что» и «почему». Но если вы скажете только: «Не бегай по коридору!», ничего, кроме негативного отношения, он не ощутит. Попробуйте представить себя на его месте.

Хвалите «козла отпущения» за любой мало-мальски положительный поступок. Поставьте его лидером там, где ему может быть гарантирован успех. Они часто обладают скрытыми способностями вожаков. Но эти способности могут долго оставаться невостребованными.

Помогите такому ребенку идентифицировать и выразить свои чувства разными способами: через творчество, драматическое искусство, совместное обсуждение книг или чего-то другого.

Поощряйте детей «выпускать пар». Это нормально – выказывать свой гнев каким-либо сильным действием, например ударом в боксерскую грушу. Ни в коем случае нельзя бить, помните правило: «По живому не бей!». Могут помочь и занятия спортом. Строгие, хорошо организованные правила командной игры помогут и «пар выпустить», и взаимоотношения с людьми наладить, и развить навыки лидерства.

 

Повод к размышлению. За проблемами каждого ребенка скрываются нерешенные проблемы родителей или даже бабушек и дедушек, от которых родители унаследовали их. Ваш ребенок ведет себя так, как «козел отпущения»? Ребенок демонстрирует гнев, ярость, агрессию, ненависть, обиду? Это означает, что вы скрываете от себя и от окружающих свои чувства гнева, ярости, ненависти, обиды и не проявляете свою агрессию. Родители могут это не осознавать, а ребенок помогает родителям обнаружить эти чувства и выразить их. И вот уже эти чувства наблюдаются в поведении семьи, обсуждаются. Чувства перешли из области бессознательного в область сознания. Когда этот процесс идет стихийно, по законам инстинктов, то он может оказаться разрушительным и нежелательным.

Самая действенная помощь проблемному ребенку заключается в работе с родителями.
5
Ребенок не изобретает свои симптомы. Он лишь выявляет то, что лежит в недрах его семьи, его рода.

 

  • Хвалите «козла отпущения» за любой мало-мальски положительный поступок. Поставьте его лидером там, где ему может быть гарантирован успех.
  •  Но чаще ребенок злится на родителей, поэтому действует по принципу «наоборот». То есть если они требуют одного, он делает другое, нарушая общепринятые нормы поведения.

 

Упражнение.  Если это ваша роль, то напишите несколько слов по предлагаемым пунктам.

Будучи бунтарем и возмутителем спокойствия, я вел(а) себя следующим образом:

Издержки этой роли в области моих чувств заключались в следующем:

Другие последствия моей семейной роли:

 Прочитайте то, что написали. Хотите ли вы продолжать такое поведение? Если да, то вы еще не повзрослели. Бунтарство – признак подросткового возраста, но не зрелого мужчины или взрослой девушки.

 

Подробности.  В Ветхом Завете есть притча о том, как жители города решили погрузить все свои грехи на одного козла и выпустить его за пределы города. Так люди надеялись избавиться от своих прегрешений. С тех пор иногда говорят, что на бедного козла отпущения все шишки валятся.

См. «Нашу психологию» на сайте www.psyh.ru

Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s