Группы и тренинги. Описание.

Соловьева Ирина Александровна — сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, биосинтезу, бодинамике, психосинтезу, арртерапевт, специалист по работе с аддиктивным поведением, супервизор.

Большинство семинаров — авторские. По поводу проведения пишите irsol@list.ru

 

Мастер-класс «ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ», 8 часов

·         Место телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) на современной психологической арене. Многочисленные мифы вокруг ТОП.

·         История возникновения. Обзор основных школ ТОП.

·         Ключевые отличия ТОП от других направлений психотерапии. Методы ТОП.

·         Возможности, ограничения и преимущества телесно-ориентированной работы. Показания к использованию телесно-ориентированных техник и запреты.

·         Индивидуальная, групповая работа и работа в парах. Демонстрация в центре.

·         Элементы телесного сознавания, работы с дыханием, телесные метафоры. Возможности телесной диагностики. Проективные телесные методики.

·         Совмещение ТОП с другими методами.

 

 

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРТТЕРАПИЯ

 Для кого этот семинар: семинар рассчитан на психологов, психотерапевтов, врачей, психиатров, педагогов, социальных работников, студентов психологических и медицинских вузов и всех желающих расширить свои знания, познать себя.

 Цель семинара: – Научить слушателей фокусироваться на телесных ощущениях, тесно связанных с сенсорными и эмоциональными процессами, проявляющимися во время изобразительной деятельности.

– Показать широкие возможности арттерапевтических техник для физической и эмоциональной гармонизации и лечения психосоматических и соматических заболеваний.

– Ознакомить участников с возможностью сочетания арттерапевтических и телесно-ориентированных техник

 В программе семинара:

  • Работа с телесными ощущениями, возникающими при изобразительном творчестве: общее представление, характеристика, задачи, область применения, способы работы.
  • Возможности использования и ограничения проективных арттерапевтических техник при работе с телом.
  • Раскрытие колоссальных ресурсов при включении в арттерапию работы с телом.
  • Работа с телесным образом Я. Диагностика, преодоление негативного и искаженного представления о собственном теле.
  • Расширение уровня телесного сознавания, установление новых здоровых отношений с телом в процессе изобразительной деятельности.
  • Возможности работы с психосоматическими заболеваниями в телесно-ориентированной арттерапии. Прояснение вторичной выгоды заболевания. Экспрессивные техники.
  • Работа с чувствами, возможность телесного выражения при изобразительной деятельности, развитие осознавания.
  • Метафоры телесности в арттерапии. Общая и дифференцированная фокусировка: на всем теле и на отдельных частях.

 Используемые в семинаре технологии: Диагностическая и психотерапевтическая работа с рисунком.

Использование фотоколлажа для выражения чувств и считывания глубинной проблематики.

Лепка для выражения внутренней метафоры, телесного и эмоционального отреагирования.

Изображение чувств, передаваемых через телесную экспрессию

Скульптура тела

 В результате участия в семинаре, Вы: узнаете о роли тела и физических проявлений в ходе занятий арт-терапевтическими практиками:

  • получите информацию о специальной группе арттерапевтических техник, имеющих более выраженную телесно-ориентированную направленность;
  • на собственном опыте ощутите, как сам процесс изобразительного творчества или восприятие его результатов влияют на физическое самочувствие человека.

 

 

СОМАТИЧЕСКАЯ ВЕГЕТОТЕРАПИЯ В.РАЙХА

Цель программы, семинара: Ознакомить участников с вегетотерапией В.Райха — самым первым, базовым направлением телесно-ориентированной психотерапии, являющимся основой всех остальных школ ТОП.

 Предназначена для: Для психологов, психотерапевов, студентов психологических институтов. А также для всех интересующихся телесно-ориентированной психотерапией как направлением психологии.

 Содержание программы/семинара: Психоаналитические корни райхианства. История развития и становления метода.

  • Основные принципы и пути терапевтической работы В. Райха.
  • Базовые понятия райхианской терапии: опора, энергия, базовая (ядерная) проблема, мышечный зажим, блок, вторичная блокировка. Мышечный панцирь и панцирь характера; психосоматическая медицина; телесный паттерн и формирование типа личности.
  • Основные положения выдвинутой В. Райхом концепции:
    • три уровня наличия чувства (ядерный слой, мышечный слой и уровень маски);
    • мышечный панцирь и панцирь характера; панцирь характера и тип личности (невротический,
    • эмоциональная чума, генитальный);
    • базовый мышечный панцирь.
  • Проблемная анатомия основных телесных блоков по В. Райху. Диагностика по системе блоков.
  • Соматическая вегетотерапия. Принципы практической работы с пациентом.
  • Классические техники В. Райха, ориентированные на усиление привычных мышечных напряжений. Техники В.Райха, ориентированные на работу с дыханием.
  • Дальнейшее развитие вегетотерапии, преемственность традиций. Современные техники работы в райхианской традиции и основные стратегии райхианской терапии.

Основные методы ( техники )   используемые для отработки приобретаемых знаний: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов, отработка навыков.

В результате участия в программе вы: Ознакомитесь с основами вегетотерапии, ее спецификой, основными методами; сформируете навыки телесной работы. Кроме того, так как вегетотерапия является первой школой телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), из которой выросли все последующие — этот семинар подготовит Вас к участию в дальнейших семинарах программы по ТОП.


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ М.ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, 3 дня, 24 часа.

Цель программы:

  • Ознакомить психологов с одним из основных направлений телесно-ориентированной психотерапии — методом телесного сознавания М.Фельденкрайза.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, а также для всех тех, кто хочет лучше понимать, чувствовать и принимать свое тело.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Теория телесного сознавания М.Фельденкрайза. Базовые положения метода.
  • Интеграция восточного и западного подходов к телесности в системе М.Фельденкрайза. «Ожившие асаны».
  • Приемы в системе М.Фельденкрайза: сознавание, провокация, работа с движением и др.
  • Алгоритм изменения привычных двигательных паттернов на естественные движения. Исследование возможных вариаций привычного движения. Восстановление грации. Критерии оптимального движения. Эффективное движение — движение без излишков напряжений.
  • Компоненты образа Я. Сознательный и бессознательный образ Я-телесного. Диагностические возможности телесного образа Я. Методика «Промеры по М.Фельденкрайзу», количественный и качественный анализ, интерпретация результатов. Демонстрация и анализ основных типов бессознательного образа тела.
  • Навыки сознавания тела, осознание и освобождение дыхания, связь дыхания и эмоций.
  • Современный соматический подход Т. Ханны. Моторно-сенсорная амнезия. Реакция на стресс — рефлекс «красного» света и рефлекс «зеленого» света.
  • Система упражнений (уроков). Программа соматических упражнений.
  • Клиентская работа по методу М.Фельденкрайза. Индивидуальная и групповая формы работы.
  • Система М.Фельденкрайза в современном мире.

 

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах и тройках. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: (что приобретут участники тренинга, терапевтической группы ) Получите как теоретическое представление о методе М.Фельденкрайза, так и практические навыки применения метода в клиентской работе (индивидуальной и групповой). Также Вы ознакомитесь с возможностью самостоятельного использования телесного сознавания для улучшения контакта с собственным телом, раскрытия ресурсов; получите навыки оптимальной саморегуляции.

 


ДИАГНОСТИКА В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, 3 дня, 24 часа

Вопрос диагностики является одним из основополагающих. Значение диагностики для психотерапевтического процесса нельзя переоценить. Это первичней техник, практических структур. Ведь прежде чем специалист решает что-то сделать, перед ним встает ряд других вопросов: «Зачем я это буду делать? Почему именно с этим клиентом и именно сейчас? Что происходит? В чем цель планируемой мной интервенции? К чему она может привести?» и т.д. Таким образом, психотерапевтический процесс начинается с диагностики – и, по мере его разворачивания, она осуществляется постоянно, раз за разом.

Семинар «Диагностика в ТОП» знакомит участников с возможностями использования в диагностических целях тела, причем как тела клиента, так и самого терапевта! Ведь тело – наглядная, объективная данность, телесное и психическое тесно связанны, и тело может нам «рассказать» обо всем том, что происходило и происходит в жизни психической.

На семинаре раскрываются понятия «телесного считывания» и «диагностики», даются как теоретические знания, так и возможность получения практических навыков, происходит знакомство с диагностическими концепциями основных направлений ТОП. Отдельное внимание уделяется не только работе непосредственно с телом, но и использованию проективных методик.

Данный семинар подходит как специалистам, планирующим свое профессиональное развитие в русле ТОП, так и тем, кто планирует использовать в своей клиентской работе отдельные элементы телесно-ориентированной психотерапии.

  Цель программы, семинара: Ознакомить участников с принципами и навыками диагностики в телесно-ориентированной психотерапии.

Предназначена для: Для психологов, психотерапевтов, студентов психологических институтов. Для лиц, серьезно заинтересованных в своем развитии в русле ТОП, а также для тех, кто собирается использовать в своей работе элементы ТОП.

 Содержание программы/семинара:

  • Проблема диагностики в телесно-ориентированной психотерапии. Основные диагностические методы ТОП.
  • Первичная и дополнительная диагностика. Понятия «телесного считывания», «психодиагностики», «структурной диагностики».
  • Диагностика проблематики клиента в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Понятие «проблемной анатомии». Представление о телесной символике. Проблемная картография и динамический анализ.
  • Основные телесные расщепления: причины возникновения, вторичное (обратное) влияние, диагностическое значение.
  • Телесная метафора как диагностический прием.
  • Понятия телесного резонанса и телесной идентификации. Использование тела терапевта как диагностического инструмента, «пристройка» и «отстройка».
  • Роль дыхания в диагностике. Естественный биологический цикл дыхания и возможные нарушения. Привычный паттерн дыхания и диагностика структуры характера. Процессуальные изменения дыхания в клиентской работе: о чем говорят изменения дыхания у клиента?
  • Диагностика в статике и динамике: преимущества, оптимальность использования, ограничения.
  • Диагностическая работа с проективными методиками в ТОП.
  • Диагностика в индивидуальной, парной и групповой работе в русле ТОП: возможности и ограничения.

Основные методы ( техники ) : Индивидуальная работа, групповая, работа в парах и тройках. Дидактическое обучение, демонстрация слайдов, разбор сложных случаев; теоретические дискуссии.

 

В результате участия в программе вы: Вы сможете овладеть навыками считывания информации с тела клиента, использования телесно-ориентированных и некоторых проективных методик дли диагностической части клиентской работы. И, даже если Вы не планируете связать свою жизнь именно с ТОП, Вы можете использовать эти элементы в своей клиентской работе.


 

 РАБОТА С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ И ТРАВМАМИ РАЗВИТИЯ В ТОП, 3 дня,  24 часа

Цель программы, семинара: Дать представление о специфике работы с детско-родительскими отношениями в русле такого направления психологии как телесно-ориентированная психотерапия (ТОП).

 Предназначена для: Для психологов, психотерапевов, студентов психологических институтов.

Содержание программы/семинара: основные понятия, концептуально-теоретическое обоснование…

  • Содержание понятия «детско-родительские отношения» (ДРО), специфика работы, тема ДРО в клиентском запросе.
  • Представление о «травме развития». «Травма развития» как детерминанта формирования структуры характера. Базовые потребности и их освоение: здоровая позиция, гипокомпенсация, гиперкомпенсация.
  • Влияние детско-родительских отношений на формирование структуры характера. Модели родительского поведения и формирующиеся у ребенка защиты, привычные паттерны поведения, манипуляции…
  • Работа в ТОП с ранними детскими травмами развития: нарушение вскармливания и др.
  • Особенности регресса в терапии: «регресс ради прогресса». Индивидуальный и групповой регресс. Способы введения и выхода из регрессивного состояния: использование опор и другие приемы. Телесная работа с регрессивными ролями в группе. Регресс группы и регресс в группе.
  • Роль матери и роль отца в развитии ребенка. Проблема дефицитарности отцовской фигуры в российской культуре: причины, последствия, возможности психотерапевтической работы.
  • Виды и коррекция нарушений границ, связанных с детско-родительскими отношениями. Понятия «сепарации», «сепарационной ситуации», этапы сепарации, нарушение сепарационного процесса. Серия диагностических и терапевтических упражнений.
  • Связь особенностей переноса и контр-переноса со спецификой нарушений детско-родительских отношений.
  • Приемы коррекции нарушений детско-родительских отношений: работа с телесными метафорами и др.

 

Основные методы ( техники )   используемые для отработки приобретаемых знаний:  Индивидуальная работа, групповая, работа в парах и тройках. Дидактическое обучение, разбор сложных случаев, теоретические дискуссии, отработка практических навыков.

В результате участия в программе вы:  Узнаете об особенностях работы с детско-родительскими отношениями в русле ТОП, получите теоретические знания и практические навыки для клиентской работы.

 

 

РАБОТА С СЕКСУАЛЬНОСТЬЮ В ТОП, 3 дня, 24 часа

Цель программы: Ознакомить психологов с особенностями работы с сексуальностью в русле такого направления в психологии как телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)

 

Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов

Содержание программы(тренинга):

  • Сексуальность и жизнь. История развития отношения к сексуальности: западная и восточная модель, особенности российской культуры. Психоаналитическая концепция: конфликт сексуальности и культуры.
  • Понятие сексуальности в различных направлениях телесно-ориентированной психотерапии. Использование техник центральных школ ТОП (вегетотерапии Райха, бодинамики, биосинтеза и др.) для работы с нарушенной сексуальностью.
  • Работа с сексуальностью в психотерапевтическом процессе: жалоба и запрос. Схема работы с сексуальными проблемами.
  • Сексуальность и эротика. Первичный контакт: сексуальность и базовое доверие к миру. Сексуальность и удовольствие.
  • Понятие о здоровой сексуальности в здоровом теле. За­преты и стереотипы телесного опыта сексуальности. Результат жесткого табуирования или мнимой сексуальной свободы. Подавленная сексуальная энергия как причина психосоматических расстройств.
  • Страх, гнев, стыд и сексуальность. «Если закрыт путь для восприятия и разрядки телесного сексуального возбуждения, то оно превращается в страх» (В.Райх). Невротические телесные паттерны сексуальности.
  • Триада «таз-сердце-голова». Возможные расщепления (любовь/сексуальность, проблема сверх-контроля и др.), способы интеграции.
  • Особенности мужской и женской сексуальности.
  • Механизм эротического переноса и идеализации. Работа с эротическим переносом и сексуальной провокацией в психотерапевтическом альянсе.
  • Сексуальность как творчество и как ресурс.

 

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах и тройках. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов, разбор сложных случаев.

В результате участия в программе вы (что приобретут участники тренинга, терапевтической группы ) : Получите как теоретическое представление об особенностях работы с сексуальностью в русле ТОП, так и практические навыки.

 


РАБОТА СО СТРУКТУРАМИ ХАРАКТЕРА В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, 2 дня, 16 часов

 Цель программы:

  • Ознакомить участников с классификациями структур характера (психотипов), принятыми в центральных школах ТОП (вегетотерапия, биосинтез, биоэнергетика, бодинамика), систематизировать знания. Простроить связи между различными классификациями, а также психоаналитической парадигмой.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, знакомых с ТОП

Содержание программы(тренинга):

  • Понятие «структуры характера» и «стиля характера» в ТОП.
  • Принятые в центральных школах ТОП классификации структур характера: вегетотерапия, биосинтез, биоэнергетика, бодинамика. Психоаналитические корни. Преемственность, параллели, различия.
  • Диагностика структуры характера: диагностические возможности, трудности, ограничения.
  • Детерминанты формирования структур характера, возрастные периоды.
  • Психологический портрет и телесные особенности структур характера. Драйвы, аффекты, телесные паттерны. «Разрешенные» и «затабуированные» чувства. Защитные механизмы, адаптационные процессы. Особенности объектных отношений. Индивидуальная жизненная стратегия.
  • Специфика психологической работы со структурами характера в ТОП. Возможные жалобы, первичный запрос, истинный запрос. Простраивание психотерапевтического альянса. Особенности составления контракта. Ресурсы в работе. Перенос и контр-перенос в работе со стуктурами характера.
  • Возможные комбинации структур характера: механизм компенсации.
  • Теоретические рекомендации, коррекционная работа.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов, разбор сложных случаев.

В результате участия в программе вы: (что приобретут участники тренинга, терапевтической группы ) Сможете систематизировать принятые в ТОП классификации структур характера, сформируете представление об их особенностях и возможностях психологической работы с ними в русле ТОП.

 


Мастер-класс «Использование рисуночных техник в телесно-ориентированной психотерапии», 2 дня, 8 часов

 Цель программы: Ознакомить участников с возможностями использования рисуночных техник в телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, а также для всех интересующихся проблемами телесности, желающих лучше слышать, знать понимать свое тело.

Содержание программы(тренинга):

  • Понятие «телесности» как не тождественное «телу». Формы работы с телесностью.
  • Использование рисуночных техник в работе с телесностью. Механизм проекции. Инструментарий психотерапевта.
  • Популярные рисуночные техники: тест на телесное функционирование, работа с телесным симптомом и др. Демонстрация, отработка навыков, интерпретация результатов.
  • Диагностические и терапевтические возможности использования рисуночных техник в ТОП.
  • Практическая работа: индивидуальная и групповая формы работы, работа в парах.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате прохождения мастер-класса Вы получите представление об использовании рисуночных техник в телесно-ориентированной психотерапии, о возможностях совмещения работы в русле арттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.

Не только ознакомитесь с популярными структурами, диагностическими и коррекционными инструментами, но и попробуете их на себе. Не только удовлетворите свое профессиональное любопытство, но и расширите свой телесный опыт, представление о себе. Взглянете на свою творческую часть — возможно, с новой, неожиданной стороны. И, конечно, просто получите удовольствие от процесса творчества!

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАКРАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ И ТЕЛЕСНЫМИ БЛОКАМИ В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, 3 дня, 24 часа

 Цель программы, семинара: Ознакомить участников с чакральным подходом в телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).

 Предназначена для:    Для психологов, психотерапевтов, студентов психологических институтов. А также для всех интересующихся психологией телесности и интеграцией эзотерических традиций работы с энергией в психотерапию.

 Содержание программы/семинара:

  • Понятие «чакр» в парадигме восточной философской традиции и в психотерапевтической парадигме. Представление о чакрах как об энергетических центрах.
  • Оргональная энергия (В.Райх), биоэнергетический поток (А.Лоуэн) и нарушение их циркуляции в теле. Здоровое функционирование энергии и блоки, причины и хронология их возникновения, последствия. Возможность коррекции.
  • 7 чакр и 7 сегментов мышечного панциря по В.Райху. Проблемная анатомия чакр. Ведущие темы для работы:

— Муладхара: базовое доверие к миру, заземление, связь с Родом.

— Свадхистана: центр самоидентификации, сексуальность, творческая энергия.

— Манипура: связи с социумом и их нарушение, манипуляции, центр гнева.

— Анахата: глубинные чувства, возможность установления сердечных связей.

— Вишуддха: экспрессия чувств и потребностей, право предъявить себя миру.

— Аджна: интуиция, тестирование реальности.

— Сахасрара: целостность, осознание предназначения, возможность мета-позиции.

  • Биосинтез Д.Боаделлы: интеграция духовных энергетических практик Востока и классической ТОП.
  • Понятие «энергетических границ» (Л.Марчер) и энергетическая саморегуляция специалиста. Энергетический резонанс с клиентом. Система защит специалиста, профилактика профессионального выгорания в ТОП.
  • Методы работы с чакрами в традиции ТОП: дыхательные техники, работа с образами, рисуночные техники, восстановление энергетического потока путем телесной работы, медитация, саундинг и др.

Основные методы ( техники )   используемые для отработки приобретаемых знаний:    индивидуальная работа, групповая, работа в парах и в тройках. Дидактическое обучение; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов, отработка навыков.

В результате участия в программе вы: Ознакомитесь с работой с чакрами в ТОП, узнаете о возможности интеграции восточных энергетических практик и современной западной психотерапии, получите практические навыки работы с энергией.

 

 

ОСНОВЫ БИОСИНТЕЗА ДЭВИДА БОАДЕЛЛЫ, 4 дня, 32 часа

 Цель программы/ тренинга/ группы: Сформировать представление о биосинтезе Д.Боаделлы как об одной из центральных школ телесно-ориентированной психотерапии (ТОП). Освоить центральные понятия биосинтетического тезауруса, раскрыть основные теоретические положения. Ознакомить с концепцией личности и типологией структур характера. Развить навыки практической работы в русле биосинтеза.

Предназначена для: специалистов, уже работающих в русле ТОП, а также для студентов, осваивающих это направление (для тренеров, психологов, психотерапевов, студентов психологических институтов). Необходим начальный уровень знакомства с ТОП.

 Содержание программы(тренинга):

  • История зарождения и развития биосинтеза, истоки: телесно-ориентированная психотерапия, эмбриология, восточные телесные и энергетические практики.
  • Представление о 3 энергетических потоках в теле и о 3 зародышевых листках: эктодермальный (ментальная сфера), мезодермальный (действия), эндодермальный (эмоциональная сфера). Возможные расщепления: возрастные периоды, причины. Способы интеграции.
  • Практика биосинтеза, гексаграмма психотерапии. Цели и задачи. Центральные направления терапевтической работы. Основы, опоры и заземление. Центрирование. Саундинг: работа с голосом, паттернами ясной языковой коммуникации и ее нарушениями. Фейсинг: установление глубокого контакта. психологической интимности.
  • Развитие концепции моторных полей Н.А.Бернштейна в биосинтезе, работа с полярностями, интеграция. Импульс и его характеристики.
  • Концепция личности, типология структур характера в биосинтезе. Телесные и психологические особенности, фокусировка, движение «к» объекту и «от». Особенности психотерапевтического альянса в биосинтезе. Перенос и контр-перенос в работе со структурами характера. Понятие «стиля характера». Телесное считывание и диагностика.
  • Общее представление о чакральной работе в биосинтезе. Энергетические практики, понятие «атмосферы». Взаимодействие между внутренними и внешними целями, интуиция.

 Основные методы ( техники ), используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, работа в парах и тройках, работа в групповом процессе, дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения.

В результате участия в программе вы: получите представление о биосинтетической парадигме, сформируете навыки практической работы в рамках этого направления. Получите возможность для личностного роста и проработки собственных проблем.


 

Практикум по работе с клиентами с различными расстройствами в телесно-ориентированной психотерапии, 16 часов

Предназначена для: специалистов, уже работающих в русле ТОП, а также для студентов, осваивающих это направление (для тренеров, психологов, психотерапевов, студентов психологических институтов). Необходим начальный уровень знакомства с ТОП.

Цели:

  • Практическое освоение диагностических и терапевтических структур в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Отработка навыков построения долговременной стратегии и тактики работы с данным клиентом.
  • Учет структуры личности клиента.
  • Углубление практических навыков дифференциальной диагностики в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Освоение терапевтической позиции, самооценка, отчет о сессии  Терапевта и наблюдателя в телесно-ориентированном подходе.

Темы практикума:

  •  Диагностика структуры личности клиента в телесно-ориентированной психотерапии .
  • Дифференциальная диагностика.
  • Освоение терапевтической позиции, самооценка, отчет о сессии.
  • Роли терапевта и наблюдателя в телесно-ориентированной психотерапии .
  • Работа с клиентом под супервизией ведущего.

Форма работы: парная, в тройках с наблюдателем.

 

 

 

РАБОТА С ЗАВИСИМОСТЯМИ И СОЗАВИСИМОСТЬЮ В АРТТЕРАПИИ, 24 часа

 Цель семинара: ознакомить участников с возможностью и особенностями использования арттерапии в работе с аддиктами (зависимыми клиентами).

 Семинар предназначен для: психологов, врачей, педагогов, психотерапевтов, профессионалов желающих расширить свои знания, а так же всех интересующихся данным направлением.

Содержание семинара «Работа с зависимостями и созависимостью в арт-терапии»:

  • Общее представление о проблеме аддикции: Понятие зависимости и созависимости. Основные характеристики зависимого и созависимого поведения и его зеркальность. Классификация зависимостей.
  • История отношения к людям с аддиктивным поведением. Мифы об аддикции. Современные подходы к лечению (медицинский, психологический, трудотерапия, Минессотская модель и др.). Детерминанты зависимости и созависимости. Концепция БПСД (био-психо-социо-духовная). Стадии заболевания и выздоровления.
  • Особенности арт-терапевтической работы с зависимыми и созависимыми: показания, ресурсы, возможности и ограничения. Диагностический и терапевтический потенциал. Групповая и индивидуальная работа с аддиктивным поведением в арт-терапии.
  • Психологический портрет зависимого и созависимого. Методики «Портрет зависимого», «Рука мешающая и рука помогающая».
  • Зависимость как «болезнь замороженных чувств». Рисуночная методика «ГРСП».
  • Мотивация на выздоровление, работа с защитными механизмами. Драматерапия — методика «Мы – защитные механизмы». Рисуночная методика «Дно».
  • Аддикция как навыки неоптимальной саморегуляции.
  • Зависимость как семейная болезнь. Понятие дисфункциональной семьи, ее характеристики и законы. Роли в дисфункциональной семье. Драматический треугольник Карпмана. Коммуникация в дисфункциональной семье.
  • Методики «Жертва-Преследователь-Спасатель»», «Коллаж выздоровления» и др.

 

 

Особенности психологического подхода к лечению химической аддикции, специфика психологической работы, 16 часов

Цель программы: Ознакомить участников семинара с особенностями психологического подхода к лечению зависимостей.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Общее представление об аддикции. Характеристики аддикции как заболевания. Принятые классификации зависимого поведения.
  • Основные подходы к лечению зависимости: возможности, преимущества, ограничения.
  • История возникновения и развития психологического подхода к работе с аддикцией. Современное представление об аддикции в различных психологических школах.
  • Индивидуальная и групповая формы психологической работы с зависимостью: специфика, возможности, ограничения. Выбор формы работы.
  • Тактика и стратегия психологической работы с аддиктами (зависимыми клиентами). Специфика психологической работы с различными видами аддикции.
  • Особенности составления контракта с зависимым клиентом.
  • Работа с аддикцией в контексте семьи: семья как психологический фактор, участвующий в формировании заболевания, развитии и лечении.
  • Психологические особенности клиентов, страдающих аддикцией. Мотивация на выздоровление, психологическое сопротивление лечению.
  • Основные направления психологической работы с аддикцией (работа с чувствами, с границами, с целеполаганием и др.). Методы, техники и упражнения.
  • Зависимость как деструктивный навык саморегуляции. Формирование оптимальных навыков саморегуляции.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Получите представление об особенностях психологического подхода к лечению зависимостей.

 


Механизмы формирования созависимости и психологическая коррекция созависимого поведения, 24 часа

Цель программы: Сформировать у участников семинара представление о созависимости, детерминантах ее формирования, особенностях развития. Сформировать навыки оказания психологической помощи лицам, страдающим созависимостью.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения и созависимости.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Понятие созависимости. История появления термина, изучения проблематики. Современный взгляд на созависимость в психологической парадигме.
  • Механихмы формирования созависимости. Последствия развития заболевания. Проявление созависимого поведения.
  • Критерии диагностики созависимости. Диагностические методики.
  • Особенности созависимой личности. Психологические характеристики, приводящие к развитию созависимости, а также приобретаемые по мере развития заболевания.
  • Специфика психологической работы с созависимыми клиентами. Индивидуальная и групповая формы работы: возможности, преимущества, ограничения.
  • Особенности составления контракта с клиентами, страдающими созависимостью.
  • Основные направления психологической работы с созависимостью (освоение права на эмоциональную экспрессию, формирование навыков обращения за помощью и т.д.). Методы, техники.
  • Контроль как основная черта созависимого поведения. Снижение гиперконтроля, высокого уровня тревожности. Работа с базовым доверием к миру. Создание пространства безопасности.
  • Созависимость как деструктивный навык саморегуляции. Формирование навыков оптимальной саморегуляции, заботы о себе.
  • Основные созависимые роли: Жертва, Преследователь, Спасатель. Драматический треугольник Карпмана.
  • Вторичная выгода созависимости. Сопротивление лечению. Мотивирование на психологическую работу.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы:

  • Получите представление о проблеме созависимости и сформируете навыки оказания психологической помощи лицам, страдающим созависимостью.

 

 

Популярные нехимические аддикции современности (шопоголизм, трудоголизм, сексоголизм…), 16 часов

Цель программы: Ознакомить участников семинара с особенностями психологической работы с нехимической аддикцией.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Общее представление об аддикции. Характеристики аддикции как заболевания. Принятые классификации зависимого поведения. Аддикция в современном мире: особенности, распространение, возможность лечения.
  • Виды современных популярных нехимических аддикций: шопоголизм, трудоголизм, сексоголизм и т.д. Их место в общей картине аддиктивных заболеваний, специфика.
  • Корни заболевания, развитие, особенности протекания, последствия.
  • Психологические характеристики зависимой личности. Связь между выбором аддикции и личностными особенностями.
  • Специфика психологической работы с различными видами аддикции. Тактика и стратегия психологической работы с лицами, страдающими нехимической аддикцией. Задачи. Особенности составления контракта. Методы, техники и упражнения.
  • Индивидуальная и групповая формы психологической работы с нехимической зависимостью: специфика, возможности, ограничения. Выбор формы работы.
  • Основные направления психологической работы (формирование навыков оптимальной саморегуляции, работа с чувствами и т.д.).

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Получите представление о популярных нехимических зависимостях современности и сформируете навыки психологической работы с лицами, страдающими этими видами аддикции.

 

 

Работа с зависимостью как с симптомом семейной системы, 24 часа.

Цель программы: Формирование представления об аддикции как о симптоме семейной системы и о возможностях работы с зависимостью с учетом семейного контекста.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Понятие аддикции и созависимости. Детерминанты зависимого и созависимого поведения. Семья как психологический фактор развития аддикции.
  • Представление о семье как о системе. Основные характеристики системы. Функции семьи. Понятие дисфункциональной семьи, ее характеристики, «правила». Диагностические критерии дисфункциональной семьи.
  • Зависимость и созависимость как проявления дисфункциональной семьи. Зеркальность и комплиментарность процессов зависимости и созависимости.
  • Основные роли в дисфункциональной семье. Драматический треугольник С.Карпмана. Формирование роли как защитного механизма.
  • Личностные особенности членов дисфункциональной семьи.
  • Сопротивление лечению со стороны семьи как стремление к гомеостатическому равновесию системы. Вторичная выгода созависимости. Провокации со стороны родственников.
  • Формы работы с семьей в процессе лечения зависимого поведения. Коррекция, развитие помогающих отношений.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Получите представление об аддикции как о заболевании, порождаемом семейной системой. А также представление о возможностях психологической помощи лицам, страдающим зависимостью и созависимостью, с учетом семейного контекста.

 

 

Мотивирование на лечение лиц, страдающих зависимостью и созависимостью, работа с сопротивлением, 16 часов

Цель программы: Ознакомить участников семинара с особенностями работы с сопротивлением у зависимых клиентов и с формированием у них мотивации на лечение.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

.Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Понятия зависимости и созависимости.
  • Психологические особенности зависимой и созависимой личности: зеркальность и комплиментарность.
  • Формирование психотерапевтического альянса с зависимыми и созависимыми клиентами: специфика, трудности, приемы.
  • Общее представление о защитных механизмах. Особенности защитных механизмов аддиктивной личности.
  • Сопротивление как часть психологической работы. Специфика сопротивления у аддиктивной личности.
  • Приемы работы с сопротивлением. Практическая отработка навыков.
  • Общее представление о мотивации на лечение. Приемы формирования мотивации: возможности и ограничения.
  • Понятие «алкогольной семьи». Участие семейной системы в формировании аддикции. Роль семейной системы в создании мотивации на лечение. Психологическая работа с родственниками аддикта.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Получите представление об особенностях сопротивления в психологической работе с аддиктами и о возможностях формирования мотивации на лечение.

 

 

Индивидуальная психологическая работа с клиентом, страдающим аддиктивным расстройством (зависимостью, созависимостью), 24 часа

Цель программы: Ознакомить участников семинара с особенностями индивидуальной психологической работы с зависимым и созависимыми киентами.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Общее представление об аддикции: виды, проявления, понятие созавиисмости.
  • Формы психологической работы с аддикцией: особенности индивидуальной работы, возможности, ограничения, преимущества.
  • Формирование психотерапевтического альянса с зависимыми и созависимыми клиентами.
  • Психологические особенности зависимых и созависимых клиентов. Личностные характеристики, приводящие к развитию аддикции. Зависимая и созависимая личности.
  • Психологические детерминанты формирования аддиктивного поведения: травмы развития и травма. Особенности оказания психологической помощи. Практическая отработка навыков.
  • Особенности переноса и контр-переноса в психологической работе с зависимыми и созависимыми клиентами.
  • «Ловушки» психотерапевта в работе с аддиктивным поведением. Специфика и профилактика профессионального выгорания у специалистов, работающих с аддикцией.

Основные методы ( техники ),   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Получите представление об особенностях и сформируете навыки индивидуальной психологической работы с зависимыми и созависимыми клиентами.

 


Групповая психологическая работа с зависимым и созависимым поведением, 16 часов

Цель программы: Ознакомить участников семинара с особенностями групповой психологической работы с зависимым и созависимым поведением.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Понятие аддикции: классификация, проявления, зависимое и созависимое поведение.
  • Формы психологической работы с аддикцией: особенности групповой работы, возможности, ограничения, преимущества.
  • Представление о группе как об объекте психологической работы. Приемы работы с группой. Особенности групповых проекций. Роль ведущего.
  • Групповая динамика зависимых и созависимых групп: особенности, сходства и различия.
  • Особенности ведения открытых и закрытых групп.
  • Возникновение групповых процессов, диагностика, развитие, трансформация.
  • Понятие группового регресса, психологического возраста группы. Приемы работы с регрессом группы.
  • Роли в группе. Особенности ролей в зависимых и созависимых группах.
  • Использование ресурса группы в работе с аддикцией.
  • Групповые упражнения в работе с аддиктивным поведением.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: Групповая работа, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Получите представление об особенностях и сформируете навыки групповой психологической работы с аддиктивным поведением.

 

 

Профилактика и коррекция профессионального выгорания у специалистов, работающих с зависимостями и созависимостью, 16 часов

Цель программы: Ознакомить участников семинара с возможностями профилактики и коррекции профессионального выгорания у специалистов, работающих с зависимым и созависимым поведением.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Понятие профессионального выгорания. Причины формирования, стадии развития, психофизиологические последствия.
  • Признаки профессионального выгорания, проявления, диагностические критерии.
  • Особенности профессионального выгорания у специалистов, работающих с аддиктивным поведением.
  • Понятие телесного и эмоционального резонанса, пристройки и отстройки.
  • Особенности контр-переноса в работе с зависимыми и созависимыми клиентами. «Ловушки» психотерапевта.
  • Формирование навыков профилактики профессионального выгорания.
  • Коррекция профессионального выгорания.
  • Понятие саморегуляции. Оптимальная саморегуляция, деструктивная, неоптимальная. Формирование навыков оптимальной саморегуляции.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Получите представление о причинах профессионального выгорания у специалистов, работающих с зависимыми и созависимыми клиентами, о возможностях его профилактики и коррекции

 

 

Психологическое сопровождение клиентов, выздоравливающих от зависимости по программе «12 шагов», 8 часов

Цель программы: Ознакомить участников семинара с особенностями психологического сопровождения зависимых и созависимых клиентов, выздоравливающих по программе «12 шагов»

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Программа «12 шагов» как популярный инструмент выздоровления: история появления, развитие, современное состояние.
  • Цель программы «12 шагов», этапы работы, психологическое содержание.
  • Группы самопомощи, работающие по «12 шагам».
  • Применение программы «12 шагов» в реабилитационных центрах. Миннесотская модель. Возможности, преимущества, ограничения.
  • Психологическое сопровождение аддиктивных клиентов, выздоравливающих по программе «12 шагов».
  • Формы работы с аддикцией: стационарное сопровождение пациентов, амбулаторное, индивидуальная психологическая работа. Послелечебное сопровождение.
  • Стадии выздоровления от зависимости и этапы работы по «12 шагам».
  • Психологическое содержание программных понятий: «Бессилие», «Неуправляемость», «Своеволие», «Тяга».
  • Использование терминов программы в психологической работе.
  • Использование «программных» упражнений в психотерапевтических целях. Отработка практических навыков.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Узнаете о возможностях и способах психологического сопровождения зависимых и созависимых клиентов, выздоравливающих по программе «12 шагов».

 

 


Практикум по работе с аддиктивным поведением (отработка практических навыков), 16 часов

 Цель программы: Формирование навыков оказания психологической помощи лицам, страдающим аддиктивным поведением.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Практические методы оказания помощи аддиктам: исторический обзор, современная ситуация.
  • Составление психотерапевтического контракта.
  • Тактика и стратегия в работе с аддикцией. Методы, техники, приемы.
  • Работа с сопротивлением.
  • Конфронтация и присоединение как полярные приемы работы с аддикцией.
  • Индивидуальная работа с аддиктивным повоеднием. формирование и отработка навыков психологической помощи
  • Групповая работа с аддиктивным поведением: формирование и отработка навыков психологической помощи.
  • Использование работы в парах и тройках в психологическом сопровождении лиц, страдающих аддиктивным поведением.
  • Формы работы с семьей, в которой есть зависимость.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Сформируете навыки психологической работы с аддиктивным поведением

 

 


Практикум по работе с созависимостью (отработка практических навыков), 16 часов

 Цель программы: Формирование навыков оказания психологической помощи лицам, страдающим созависимостью.

 Предназначена для: психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, интересующихся проблемой аддиктивного поведения.

Содержание программы(тренинга) и основные методы:

  • Практические методы оказания помощи лицам, страдающим созависимостью: исторический обзор, современная ситуация.
  • Составление психотерапевтического контракта.
  • Тактика и стратегия в работе с созависимостью. Методы, техники, приемы.
  • Сопротивление. Приемы конфронтации и присоединения. Работа со вторичной выгодой: легализация, осознавание, формирование новых навыков оптимальной саморегуляции.
  • Индивидуальная форма работы с созависимым поведением. формирование и отработка навыков психологической помощи
  • Групповая форма работы с созависимым поведением: формирование и отработка навыков психологической помощи.
  • Использование работы в парах и тройках в психологическом сопровождении лиц, страдающих созависимым поведением.
  • Формы работы с семьей, в которой есть зависимость.

Основные методы ( техники )   используемые при проведении тренинга: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов.

В результате участия в программе вы: Сформируете навыки психологической работы с созависимым поведением

 

 

 СУПЕРВИЗИЯ ПО ТОП, 16 ЧАСОВ

Для кого этот семинар:  семинар рассчитан на психологов, психотерапевтов, врачей, психиатров, студентов психологических и медицинских вузов, прошедших обучение телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).

 Цель семинара: Профессиональная помощь и поддержка в работе в русле телесно-ориентированной психотерапии.

 В программе семинара:

  • Отработка навыков работы в русле ТОП.
  • Демонстрационная работа в «аквариуме». Разбор клиентских случаев.
  • Контр-перенос, его уровни, способы отслеживания. Контр-перенос как диагностический инструмент.
  • Схема работы с клиентом.
  • Схема представления клиентского случая на супервизию.

 В результате участия в семинаре, Вы: Расширите знания и практические навыки в сфере ТОП.

 

Также:

1. «Основы бодинамики Л.Марчер».

2. Обучающие семинары по психосинтезу.

3. Семинары по арттерапии:

  1. Базовые техники арттерапии.
  2. Работа с Глубинным Бессознательным в арттерапии.
  3. Трансперсональная арттерапия.
  4. Работа с мандалами.
  5. Библиотерапия.
  6. Драматерапия.
  7. Работа с зависимостью и созависимостью в арттерапии.
  8. Работа с травмой и кризисными состояниями в арттерапии.
Реклама

Об авторе irsol

Практикующий психолог (индивидуальная и групповая работа). Специалист по телесно-ориентированной психотерапии. Сертифицированный специалист по бодинамике. Специалист по Соматической терапии – Биосинтезу (сертификат 4-х летней программы по Соматической терапии – Биосинтезу (Международный институт Биосинтеза IIBS, Швейцария)). Также обучалась арт-терапии и использованию юнгианских методов в психотерапии. Член Российской Ассоциации Телесно-Ориентированных Психотерапевтов.
Запись опубликована в рубрике Группы и тренинги с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s