Психосоматика изучает влияние психологических процессов на формирование и развитие соматических (телесных) болезней. Но идеи об этой связи существовали задолго до появления современной официальной медицины: еще Гиппократ говорил о связи между определенными эмоциями и заболеваниями. Изучалась эта взаимосвязь и в холистических системах Востока. Мы предлагаем ознакомиться с одной из таких концепций – с моделью традиционной китайской медицины. (У-Син — теория пяти первозлементов, формирующих Вселенную и человека. Первоэлементы несут основные качества энергий и порождают движение в теле и психике.)
Наверно, каждый специалист, работающий с психосоматическими заболеваниями или просто сталкивающийся с появлением тех или иных телесных симптомов, сопровождающих определенные психологические процессы, мечтает о точном «словаре», помогающем расшифровывать язык тела. Увы, в сфере психологической все неоднозначно, и хотя такие «словари» есть, они предполагают определенную вариативность.
Китайская традиционная медицина тоже предлагает свой «словарь», и знакомство с ним, возможно, будет любопытно или даже полезно и современным специалистам.
Традиционная китайская медицина выдвигает следующие положения:
- В нашем теле существует система 14 основных меридианов и 8 «чудесных», включающихся при патологии, т.е энергетическом дисбалансе ). 2 из 14 основных располагаются вертикально. Первый – «переднесрединный», отвечающий за запасание энергии и состояние внутренних органов, так называемый «канал «управления». Второй – «заднесрединный», определяющий активность «канал действия». Остальные 12 соответствуют каждый своему внутреннему органу. Таким образом, через мышечно-сухожильный меридиан происходит процесс регуляции деятельности органа, в соответствии с внешней средой и внутренней (эмоции относя к внутренней среде). Меридианы наполняются энергией Ци, заключающей в себе физическую составляющую (тепло-холод) и информационную (инь-ян энергия, а также — какому первоэлементу она соответствует). Первоэлемент — философское понятие, дает основную характеристику движению и направлению энергии Ци: огонь-«сцепляется» с материалом, который горит и поднимается вверх; земля — собирает силу и энергию внутрь к «центру» существа, объединяет; ветер- выводит силу и энергию наружу и рассеивает во всех направлениях; вода — опускает силу и энергию вниз; дерево — поднимает силу и энергию в верх и в стороны.
- Однако стоит заметить, что понятие «органа» отличается от его классического западного понимания. «Орган» в китайской медицине – единство тканей, функций и психических проявлений и соответствие первоэлементу.
- Орган является вместилищем психических свойств. Органы делятся на «плотные», т.е запасающие основную энергию своего первоэлемента, и «полые» — реализующие энергию своего первоэлемента. Плотные органы: сердце, легкие, печень, почки, перикард, поджелудочная-железа — запасают энергию и несут в себе Инь энергию своего первоэлемента. Полые органы: тонкий и толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь и желчный пузырь, «тройной обогреватель» (ниже мы поясним значение этого термина, специфического для традиционной китайской медицины) — реализуют энергию своего первоэлемента, осуществляют его функцию.
- К срыву адаптации могут привести 2 фактора. Внешняя причина – неблагоприятное влияние погоды (холод, ветер, жар, влага), травма. Внутренняя — неадекватное эмоциональное реагирование.
- Каждое эмоциональное состояние отражается в теле на двух уровнях: внутреннем (вызывает нарушение работы внутренних органов) и внешнем (приводит к изменению определенных участков кожи и мышц, связанных с этими внутренними органами). В результате формируются «пробки» на пути мышечно-сухожилиных каналов (меридианов), возникает усиление тонуса мышц, входящих в меридиан, или его ослабление. Так регулируется поток ощущений (сенсорной информации) – «энергии», питающей «орган». Соответственно, может формироваться ее избыток или недостаток в «органе».
- Любое эмоциональное состояние включает в себя как янскую, так и иньскую энергию. А значит – эмоция подразумевает одновременно и активное, и пассивное состояние. Но при этом янская и иньская энергая одной и той же эмоции воздействует на тело по-разному.
Далее эти идеи развиваются – раскрывается связь между определенными эмоциональными состояниями и их влиянием на нарушение телесного функционирования.
- 1. Озабоченность.
Внутренние нарушения – страдают поджелудочная железа и желудок, состояние соединительной ткани (связки, фасции), интима сосудов (внутренняя сосудистая эпителиальная оболочка). В результате нарушений возникает повышенная ломкость сосудов, склонность к образованию кровоподтеков от незначительных воздействий («синяки на ровном месте»).
Внешние нарушения отражаются на участке спины между лопатками, а также на области эпигастрия (верхняя точка живота по центру). Красные точечные кровоизлияния на коже очень характерны для заболеваний поджелудочной железы.
Когда человек формулирует задачу, но не решает, у него возникает озабоченность как иньская энергия, вредящая поджелудочной железе (энергия как бы запирается внутри, нет ее проявлений в действии, направленности на объект).
Если человек находит решение или размышляет – это энергия желудка. Она более янская и активная, направленная на объект. Сюда относятся не абстрактные размышления, а конкретные пункты на пути осуществления цели, выбор средств, походящих для воплощения задуманного.
- 2. Печаль.
Внутренний уровень — легкие и толстый кишечник. Внешний — состояние кожи и ногтей, общая кожная чувствительность, а также напряжение мышц трапеции, поясницы и мышц в области крестца.
Печаль в легких – жалость, направленная на себя. Это иньское состояние (энергия рассеивается внутри, отрезая от реальности). Это глубокая печаль относительно ошибки по поводу «своего места» в жизни.
А вот печаль толстого кишечника направлена вовне, на сочувствие другому человеку, это янское состояние. Основное проявление — диалог с другим человеком.
- 3. Страх.
Внутренний уровень — почки и мочевой пузырь. Внешний — напряжение в верхней части поясницы и ступнях, острота слуха, состояние костной системы.
Иньский страх живет в почках, это страх «без имени», т.е. генерализованная тревожность, причина страха неясна. Тех, кому недостает энергии почек, тянет в мистику. От страха «поджилки трясутся» — канал почек проходит по ногам, опуская энергию вниз.
Если страх «имеет имя», т.е. конкретную причину (страх высоты, страх собак…), то он янский, и влияет он на состояние мочевого пузыря. При испуге у маленьких детей происходит мочеиспускание (от избытка энергии). Кому недостает энергии мочевого пузыря, проявляют живой интерес к экстремальным видам спорта, рискованному поведению…
- 4. Гнев.
Внутренний уровень — печень и желчный пузырь. Внешний — мышечная ткань в целом и напряжение зоны ниже лопаток (проекция диафрагмы на спину), обоняние.
Иньский гнев – раздражение, оно связано с печенью.
Янский гнев – ярость, и живет она в желчном пузыре. Когда желчь выходит в просвет желудочно-кишечного тракта, учащается сердцебиение, повышается артериальной давление и т.д., активизируется симпатическая НС, увеличивается мышечная сила.
- 5. Радость.
Внутренний уровень — сердце и сердечно-сосудистая система вцелом, а также тонкий кишечник. Внешний — мышцы живота между мечевидным отростком и пупком (верхняя часть живота).
При этом «тихая радость» («улыбка Будды») – энергия сердца, иньское состояние. Сердце — самый чуткий орган, мгновенно реагирующий на перемены во внешней и внутренней среде. Интересно, что именно сердце связывают с духовными переживаниями и в христианской традиции. Функции «органа» сердце, связывают с проявлением сознания («и ожесточилось сердце его; и возрадовалось сердце»). Сердце связывает с совестью Св.Лука Войно-Ясенецкий.
А вот активное проявление радости, смех – энергия тонкого кишечника, янская.
- 6. Влюбленность.
Контролируется отчасти «энергетическими» органами: перикардом (сердечной сумкой) и так называемым «тройным обогревателем» (в китайской медицине выделяется такой энергетический орган, контролирующий температуру в полости черепа, груди и брюшной полости). Причем перикард связан с чувством влюбленности, а тройной обогреватель отвечает за сексуальные чувства. Перикард контролирует функции головного мозга, а «тройной обогреватель» — функции спинного мозга.
При сбое в работе перикарда и сердца наблюдается ряд психических расстройств (неврастения, приступы бешенства, беспокойства…). В прямом смысле «горячие» мужчины и женщины (с устойчивой теплопродукцией, являющейся косвенным показателем повышенного обмена веществ и состояния гормональной системы) обладают более высокой сексуальностью, не замерзают на холоде и т.д., у них хорошо работает тройной обогреватель. В китайской традиционной медицине одним из признаков здоровья является тепло в руках и ногах. Теплые руки — признак достатка энергии Ци в таких органах как легкие, сердце, тонкий и толстый кишечник, перикард и «тройной обогреватель». А теплые ноги означает достаток Ци в таких органах как печень, почки, поджелудочная железа, желчный и мочевой пузырь, желудок. В японской культуре муж имел право вернуть жену родителям, если у той холодные ноги, т.к. это считалось признаком низкой сексуальности и возможных проблем с деторождением (сбой в работе «тройного обогревателя»).
Согласно восточной философии и медицине (на Востоке они тесно связанны и не разведены так, как на Западе), каждый из внутренних органов и состояний связан с определенной сферой жизни. То есть если у больного нарушение имеется в определенном органе, например, в поджелудочной железе, то тогда его эмоциональным фоном является озабоченность, а проблему следует искать в сфере материальной (деньги, предметы, имущество…).
- Озабоченность – материальная сфера, товарно-денежные отношения. Поджелудочная железа связана с накоплением ценностей, а желудок — с тратой средств.
- Печаль – контакт-единение со всем сущим, интуиция. Печаль в легких – контакт с собой. Соответственно, болезни легких вызваны нарушением этого «единения» с самим собой. Печаль в толстом кишечнике связана с контактом с другими людьми, соответственно, проблемы с этим органом могут указывать на нарушения в отношениях с окружающими.
- Страх – управление собой и временем. Страх, живущий в почках – безотчетный страх, нарушения в почках – отсутствие внутренней дисциплины. Страх, живущий в мочевом пузыре – конкретный страх, нарушения в органе – следствие авантюризма, отсутствия дисциплины в связях с миром.
- Гнев – «земные радости», или чувственная сфера, удовлетворенность (пища, питье, секс…), а также «чувство прекрасного», т.е. эстетические удовольствия (красивая музыка, прекрасный пейзаж…). Неудовлетворенность тем, что имеешь, рождает раздражение и поражает печень. Желчный пузырь поражается при деятельности, не приносящей удовлетворение – это порождает ярость.
- Радость связанна с духовным знанием и ростом. Первый вид радости – иньская энергия сердца, это «тихая радость» и абсолютная удовлетворенность всем. Речь идет об удовлетворенности высшего, духовного порядка – это более высокий уровень, чем та удовлетворенность, о которой речь шла раньше. Но достичь этого высокого уровня возможно лишь тогда, когда удовлетворены нижележащие уровни («земной радости» и т.д.). Это удовлетворенность в первую очередь собой – принятие себя в этом мире, себя таким, какой ты есть. Духовное знание – знание и принятие своей души. Второй вид радости – янский, здесь речь идет о принятии внешнего мира: людей, событий… Это принятие высокого духовного уровня.
- Влюбленность относится к сфере духовных качеств человека. Иньская влюбленность – сексапильность, привлечение внимания противоположного пола. Если эта потребность удовлетворена, то она приводит к чувству влюбленности; если не удовлетворена, возникают тоска и скорбь. Т.е. тоска и скорбь – неудовлетворенный посыл любви. Это относится именно к внутренней любви к себе, принятие себя не только на уровне Эго, но и на уровне души с ее устремлениями. Янская влюбленность – сексуальность, реализация любви.
Попробуем отобразить это в виде таблицы:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
|
СФЕРА ЖИЗНИ |
ВЛИЯНИЕ ИНЬСКОЙ ЧАСТИ |
ВЛИЯНИЕ ЯНСКОЙ ЧАСТИ |
ОЗАБОЧЕННОСТЬ |
Материальная сфера | Накопление средств. Поджелудочная железа | Трата средств.
Желудок |
ПЕЧАЛЬ |
Контакты | Контакт с собой.
Легкие |
Контакт с миром.
Толстый кишечник |
СТРАХ |
Контроль, дисциплина | Безотчетный страх.
Почки |
Конкретные страхи.
Мочевой пузырь |
ГНЕВ |
Чувственные радости | Раздражение от неудовлетворенности имеющимся.
Печень |
Ярость от неудовлетворяющей деятельности.
Желчный пузырь |
РАДОСТЬ |
Духовные радости | Истинное принятие себя.
Сердце |
Истинное принятие мира.
Тонкий кишечник |
ВЛЮБЛЕННОСТЬ |
Духовные качества | Сексапильность.
Перикард |
Сексуальность.
«Тройной обогреватель» |
Ляпидевский Александр Рудольфович – специалист по восстановительной медицине, методист, массажист.
Соловьева Ирина Александровна – психолог, специалист по телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП.
«Бюллетень АТОП №13»
Хорошая статья. Благодарю, коллеги. Есть и другие версии.